От весьма вялого "Успей сделать это до 30" сразу такое впечатление, что британского кинематографа акселерация не коснулась. Но вряд ли режиссеру Саймону Шору дали бы делать кино, если б он был недоразвитый. Значит, он в принципе сделал его не про то, что кажется на экране -- не про любовь, дружбу или футбол. Шор сознательно снял про невзрослость: про всеобщий инфантилизм как примету эпохи. К тому же фильм по-английски наблюдателен, органичен и снят без пафоса и со вкусом...
Но, если после вспомнишь "Фанатов" /Football Factory, The/ (2004) Ника Лава, оно явно ошибочно. "Фанаты" были футбольные, дружеские, любовные и абсолютно для взрослых. Новый фильм про все, ровно то же самое. Потому впечатление невольно видоизменяется: акселерация не коснулась лишь постановщика Саймона Шора. Здоровые кобели у него никак не догонят то, что нормальный акселерат делает в пубертатном периоде – лет в 11, 12, 13. Именно в это время он понимает, что что-то любит – футбол, баскетбол, домино, кино или вино. Понимает, что есть другие, которые любят это же, они зовутся "друзьями". Понимает, что никогда друзья не заменят "женщин", не любящих футбол. Значит, это вообще-то женщины – действительно "другие", и они есть, а как их любить, должно стать понятно, когда исполнится 14.
Однако, в конце концов, впечатление меняется еще раз. Просто потому, что вряд ли Саймону Шору дали бы делать кино, если б он был недоразвитый. Значит, он в принципе сделал его не про то, что кажется на экране – не про любовь, дружбу или футбол. Сравнение с "Фанатами" бессмысленно. Шор сознательно снял про невзрослость: про всеобщий инфантилизм, недоразвитость как примету эпохи, как сложившееся понятие. И это примиряет с вялостью фильма, с его, извиняюсь, амбивалентностью, к тому же фильм по-английски наблюдателен, органичен, снят без пафоса и со вкусом. Ну, что ж, если здоровые кобели из английской актерской школы (Дугрей Скотт, Роджер Морлидж, Джордж Иннес, Шон Паркс) согласны с похмелья играться в анонимный тест, "а чего б ты хотел успеть сделать до тридцати", с такими результатами, как в фильме, значит, инфантилизм – уже мировая проблема. Один из кобелей написал про реализацию гомосексуальных фантазий (и где ж ты был, когда бойскаутом спал в палатке с другими бойскаутами?). Другой написал про мечту о сексе втроем (а когда ты последний раз смотрелся в зеркало, чтобы с тобой пошли две девочки, три девочки, четыре девочки, не говоря уж об одной, которой все равно придется глаза закрыть?).
Всего их было одиннадцать, потому что как раз с пубертатного возраста они стали футбольной командой, и пару десятилетий каждое воскресенье приходили на тренировку, не взирая на погоду. Теперь им предстоит юбилейный, пятисотый матч. Вокруг этого матча вроде бы и крутится сюжет. Однако ни Яшина, ни Зидана, ни Марадоны из одиннадцати не выросло, даже фаната не выросло, чтоб за футбол – в тюрьму. И "тренировочная" фишка на самом деле – не суть, а лишь повод всем инфантилам упорно уклоняться от реальных проблем. От умирающего отца. От отчаявшейся жены. От беременной подруги. Кстати, самого футбола в фильме практически нет – только разговоры о нем. То же самое – с "мужской дружбой". Пятисотый матч начал проверять ее на вшивость, и красавчик Дугрей Скотт ("Поэт" /Poet, The/ (2003)) тут же приревновал к беременной подруге Кейт (Эмилия Фокс) своего "лучшего друга", причем даже не подозревая, что "лучший" – гомосексуалист. И так приревновал, что на глазах у всех трахнул в машине случайную прохожую, потому что на самом деле он совсем не то "не подозревал". На самом деле он смертельно боится родов, ребенка, отцовства – маленький до сих пор, лишь бы голову в песок. Второй член команды устроил истерику сразу всем. Матерную, противную. Это его способ "головы в песок" от отчаявшейся жены, однако "по-мужски" он тоже считается другом, и самым настоящим.
Каждый как-нибудь себя выразит, и все вместе – довольно гадко. Их бы отлупить, как следует, или в угол поставить, но Саймон Шор пошел коммерческим путем. В "Успей сделать это до 30" пятисотый матч состоится, мужская дружба подтвердится, а поцелуй с женщиной в диафрагму – святое для кино. Дугрей Скотт полюбит подругу Кейт, будто мы все твердо верим, что за кадром он всю жизнь стирает пеленки и бегает по утрам на молочную кухню. Но чем больше слащавости, тем меньше фильму удается обмануть – как нас, так и самого себя. Если бы без коммерции оставить результаты теста, подруга Кейт после фильма оказалась бы матерью-одиночкой, истерик бы начал избивать жену, гомосексуалист женился бы для вида, а на похороны "отца команды" не явился бы ни один из показанных инфантилов. "Команду" и "дружбу" они, правда, сохранили бы, но только на всякий случай – а вдруг вас, ребята, можно когда-нибудь употребить для своей личной выгоды. Эта непоказанная реальная проблема и есть заслуга Саймона Шора.
Текст:Екатерина Тарханова
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.