Сместив фокус с пенисов на дерьмо, второй сезон документального сериала Netflix смог стать по-настоящему самобытным и важным произведением
Сэм и Питер после успеха первого сезона на Netflix начали получать предложения расследовать новые запутанные дела: кто-то просил найти человека, который мочится в бассейне, а кто-то — поймать настоящего убийцу. Однако внимание ребят привлекло видеообращение одной из учениц Католической школы им. святого Бернардина — кто-то подмешал в столовский лимонад слабительное, из-за чего большей части учеников пришлось испражняться прямо в школе. Питер и Сэм понимают, что именно этому скандальному инциденту они хотят посвятить второй сезон, даже не подозревая, что им придется играть в кошки-мышки с человеком, который взял на себя ответственность не только за эту ситуацию, но и еще за несколько страшных преступлений.
Казалось бы, первый сезон «Американского вандала» должен был стать единственным — изначально он создавался как школьная пародия на документальный хит Netflix «Создавая убийцу», однако ближе к концу сезона начал закладывать фундамент, чтобы обособиться от именитого сериала и найти собственный голос. В этом «Вандалу» должен помочь формат антологии — так создатели могли отойти от первоначальной истории в частности и пародирования в целом, чтобы с каждым новым сезоном поднимать новые темы. Только на бумаге сериал сделал незначительный шаг от членов к дерьму — на деле это скачок от пародии к сатире.
Создатели сериала все так же остроумно используют штампы документальных фильмов и сериалов, отлично работают с усилением напряженности и динамично чередуют смешные моменты с драматичными, иногда чересчур заметно повторяя фабулу первого сезона. Однако язык не повернется назвать второй сезон чистой комедией или даже драмеди — история воспринимается как детективная, но просто встроенной в довольно комичную ситуацию. Шутки про дерьмо здесь не выглядят как самоцель, скорее это ширма, за которой прячется целый комплекс поднятых тем с социальной критикой.
Первый сезон, напомню, заканчивался на довольно трагичной ноте — незаслуженно обвиненный Дилан ломается под гнетом навалившихся проблем и уже сам совершает аналогичное преступление. Затянутая история поимки The Turd Burglar вроде как тоже говорит о том, что школьная жизнь не должна определять будущее человека, но ставит лейтмотивами темы поактуальнее: одиночество, травля и популярность в соцсетях. И вот уже финальный монолог становится обидной, но воодушевляющей констатацией факта: да, люди полны дерьма и скрывают это своими яркими профилями. Но сериал разворачивает эту истину в практически уайльдовскую идею: человек говорит от своего имени, только когда скрывается под маской, поэтому пока нас окружают люди, знающие наше истинное лицо, в масках нет ничего плохого.