Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Страшные сказки»

Мрачные готические сказки Маттео Гарроне, погружающие в суровое Средневековье, завораживают, пугают и влекут за собой тайнами и интригами. Любители творчества Дель Торо и Бертона останутся довольны

Добавить в закладки

На огромном сказочном континенте у каждого королевства своя мрачная история. В одном королева никак не может стать матерью, до тех пор пока таинственный знахарь не открывает королю рецепт магической пищи, способной подарить коронованному семейству наследника. Король соседнего государства в поисках единственной любимой перепробовал всех женщин в округе, но влюбился не в тело, а в песню. Осталось лишь узнать, в какую обертку помещен голос, очаровавший государя. Повелитель третьего королевства, желая выдать замуж дочь, устроил турнир, победу в котором одержало существо, один вид которого у будущей невесты вызывает ужас. Древние сказки не церемонятся ни с героями, ни со зрителями – мрачная готическая расплата постигнет всех.

Кадр из фильма "Страшные сказки"

Съемки картины прошли на итальянской натуре, занятые в ленте замки, сады и тронные залы расположены в Неаполе, Тоскане, Лацио и на Сицилии

С детства зная сказки братьев Гримм, Шарля Перро и Ханса Кристиана Андерсена, мы редко задумываемся о том, откуда их истории – временами веселые и поучительные, а порой мрачные и пугающие – берут свои истоки. Несомненно, многое эти авторы почерпнули из местного фольклора, но был у них и общий предшественник, человек, первым составивший сборник историй, объединивший те легенды, которые по прошествии многих лет трансформировались в привычные нам сказки. Речь идет об итальянце Джамбатисте Базиле, авторе «Сказки сказок» или «Пентамероне» – альманаха страшных, но поучительных рассказов. Именно на эту книгу опирался режиссер Маттео Гарроне, снимая собственный сказочный сборник, свою Метасказку, собравшую самые главные человеческие ценности.

Кадр из фильма "Страшные сказки"

Несмотря на то что финансировать создание картины взялись французская и итальянская компании, а также Европейский фонд развития кино, фильм было решено снимать на английском языке. «Страшные сказки» – англоязычный дебют Маттео Гарроне

Начать стоит с того, что за постановку взялся режиссер, который ранее был страшно далек от выдумки, иллюзий и развлечений. Среди критиков Гарроне известен своими натуралистичными драмами, препарирующими настоящее, окружающий постановщика мир, такими как «Гаморра» или «Реальность». Неожиданный выбор материала и скульптора, которому предстояло высечь произведение искусства, породил невероятный эффект – подобных сказок вы точно еще не видели. Пусть они не всегда оригинальны, во многом противоречивы и даже слегка косо собраны, но кино получилось невероятно атмосферным, по-хорошему пугающим и фантастически красивым.

Кадр из фильма "Страшные сказки"

Не станем углубляться в характеры героев или сюжетные перипетии, чтобы не портить удовольствие от просмотра, а лишь заглянем на последнюю страницу этого сборника сказок, туда, где кроется «сказка ложь, да в ней намек», ведь мораль гораздо важнее всего того, что к ее пониманию приводит. А мораль в фильме ужасающа, как и положено выводу из «Страшных сказок», – нет в этих трех царствах прекрасных принцев и восхитительных принцесс, исчезли благородные рыцари, а воспитанные дамы и не появлялись. Всеми в трех королевствах движет эгоизм, жажда наживы и банальная глупость. Жена, столь сильно желающая родить ребенка, что без сожаления жертвует ради этого мужем. Ловелас, польстившийся на красивую обертку и не желающий знать, что прячется у его избранницы внутри. Отец, настолько увлеченный собой, что замужество дочери за огром его нисколько не смущает. Гротескный мир Гарроне лишь добавляет красок дню сегодняшнему. Прошло 400 лет со дня написания «Пентамероне», а изменилось совсем немногое – лесных колдуний заменили спа-салоны, блоху заменил телевизор, а уж про браки по расчету, где супругов ничего не связывает, и говорить нечего.

Кадр из фильма "Страшные сказки"

Однако Гарроне говорит. Может быть, несколько вальяжно и витиевато, возможно, чуть затянуто и порой слишком подробно, но все это позволяет по-настоящему окунуться в прекрасный мир «Страшных сказок». Блестящий оператор Питер Сушицки проведет вас по дну моря и чаще леса, поднимет на вершины скал и опустит во влажные низовья – лента снята с таким размахом декораций, что картинка ее буквально светится великолепными замками и хижинами. К радости фанатов олдскула, не пошел режиссер и на поводу у мастеров компьютерных спецэффектов – теплые ламповые кукольные монстры придают фильму сходство с картинами Гильермо Дель Торо, а шикарные наряды запараллеливают «Сказки» с бертоновской «Алисой» или «Сонной лощиной».

Но самое главное – автору удалось остаться небанальным в своем рассказе. Конечно, если ваше знание готических сказок не ограничивается «Золушкой» и «Красной Шапочкой», то вы без труда узнаете легенды, перенесенные на большой экран. Но и этим знанием картина завораживает и захватывает на все два часа хронометража. И это очень здорово – очутиться в настоящей сказке, не в компьютерном мире «хоббитов», не в глянце диснеевских авторемейков, не в детской сахарной вате удается сейчас очень редко, и стоит ценить каждый подобный момент. А «Страшные сказки» – это очень ценный момент, яркий, жуткий и цепляющий. Все, как вы любили в своем детстве, но боялись смотреть и читать.

 

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?