Лихой вестерн-боевик, полностью сосредоточенный на изображении эпического побоища с участием колоритных, но плоских персонажей
Во времена Дикого Запада преступный бизнесмен Боуг (Питер Сарсгаард) находит золото неподалеку от фермерского городка Роуз-Крик. Он предлагает местным жителям деньги за их землю, но объявленная сумма столь смехотворна, что горожане отвергают его предложение. Тогда Боуг обещает, что его наемники убьют всех, кто не согласится съехать. Он расстреливает нескольких горожан, чтобы его слова приняли всерьез. В то время как некоторые жители Роуз-Крик начинают собирать вещи, вдова одного из убитых (Хейли Беннетт) пытается нанять защитников города из числа странствующих ковбоев и солдат. В итоге в ее отряд записывается семь человек, которых возглавляет чернокожий охотник за головами Сэм Чизем (Дензел Вашингтон).
Чем хороши «Семь самураев» Акиры Куросавы и их американский ремейк 1960 года «Великолепная семерка»? В частности, тем, что это многослойные фильмы, в которых есть что-то и для детей, и для подростков, и для взрослых. К такому кино стоит время от времени возвращаться, чтобы заметить то, что прежде не интересовало, а по мере взросления вышло на первый план.
К сожалению, когда режиссер «Тренировочного дня» Антуан Фукуа взялся снимать вольный политкорректный ремейк фильма Джона Стерджеса, он решил ориентироваться на тот фильм, который увидел и запомнил 12-летним мальчиком. Иными словами, его «Великолепная семерка» – не «слоеный пирог» для всех возрастов, а сугубо подростковая постановка, выпячивающая экшен и колорит персонажей в угоду всему остальному. Фукуа похож на экранизатора «Войны и мира», который считает, что в романе Толстого воссоздания заслуживают лишь сцены сражений, а всякой там романтикой и балами можно спокойно пренебречь.
Впрочем, «Великолепная семерка» – это не «Война и мир», и сведение ее к перестрелкам и демонстрациям крутости главных героев не убивает повествование наповал. Наоборот, если вы любите простодушные боевики вроде «Коммандо» и обожаете смотреть, как немногочисленные персонажи расправляются с целыми армиями безымянных врагов, то Фукуа снял «Семерку» для вас. Фильм Стерджеса показался бы вам слишком болтливым и недостаточно «убийственным». У Фукуа же ковбои в эпическом финальном побоище пулями, ножами и взрывчаткой убивают больше народу, чем герой пародии «Горячие головы! Часть вторая» в сцене, которую фильм объявляет самой кровавой в истории кино. Видимо, противники ковбоев учились стрелять в той же школе мазил, где учат имперских штурмовиков из «Звездных войн». Хотя среди них есть суперсолдаты, которые крепко знают свое дело.
Понятно, ковбоями героев Фукуа мы называем лишь по инерции. Это у Стерджеса Семерка – сплошь статные белые американцы, и сценаристам пришлось наделить их очень разными характерами, чтобы зрители героев не путали. Фукуа же собрал свою команду с миру по нитке. В новом фильме Семерка – это англосакс, негр, ирландец, француз, мексиканец, китаец и индеец.
Политкорректность налицо, и актеры подобраны колоритные (особенно Винсент Д’Онофрио в роли чокнутого здоровяка, который некоторых злодеев убивает голыми руками). Но разномастность персонажей позволила обрисовать их самыми общими, стереотипными красками, не вглядываясь в их души. Ведь раз героев не спутать, то не важно, что движет каждым из них и как по-разному они могут себя вести в одинаковых ситуациях. Вполне достаточно объявить, что все они – герои, готовые фактически бесплатно умереть за чужих людей, нуждающихся в помощи. И фильм это заявляет, почти не вдаваясь в нюансы и толком не давая персонажам высказаться. У мексиканца, китайца и индейца, например, реплик – кот наплакал.
При этом наименее героичным оказывается персонаж Вашингтона, потому что Сэмом движет личная месть (у него давние счеты с Боугом), а не благородная жажда справедливости. Сейчас принято, чтобы киногерои сводили личные счеты, а не руководствовались общими соображениями, но в случае «Великолепной семерки» и Сэма это ошибка. В таком кино главный герой должен быть самым героичным. Ошибкой является и то, что мистер Боуг, при всей его жестокости, представлен слабаком, который ничего не может противопоставить герою, когда лишается эскорта наемников. Финал картины из-за этого получается не ударным, а смазанным, неудовлетворительным с точки зрения фаната боевиков. Впрочем, предшествующая битва столь грандиозна, что этот промах можно простить.
Хотя новая «Семерка» идет дольше фильма 1960 года, в ней куда меньше событий – сюжетных поворотов, эмоциональных перепалок и так далее. Фукуа пожертвовал всем, чем только мог, кроме обязательных в подобных блокбастерах мрачноватых шуток (преимущественно в исполнении Криса Пратта, с успехом сыгравшего техасского картежника-ирландца), чтобы осталось как можно больше времени для сражений и подготовки к ним. Плюс это или минус? Дело вкуса. Но фильм у Фукуа вышел куда более ограниченным, чем полотна Куросавы и Стерджеса. И это печально.
С 22 сентября в кино.