На днях компания Netflix продлила свой новый научно-фантастический сериал на второй сезон, подлив масла в костры его сетевых обсуждений
Вспомнить все
В 120 милях от Нью-Йорка есть остров Лонг-Айленд. Восточная оконечность острова, украшенная маяком, славится укрывшейся в лесопарке старой авиабазой Монток неподалеку от одноименного городка. Эта база ВВС, оснащенная огромного размера радаром, вроде бы закрыта с конца 60-х годов. По другой версии, ее закрыли только в 80-х. По третьей версии, деятельность на базе никогда по-настоящему не прекращалась, просто она переместилась на нижние этажи, куда простым смертным попасть невозможно. Как бы там ни было, для многих поклонников теории заговора Монток – место, аналогичное невадской «Зоне 51»; с ним связано много неразрешенных загадок и зловещих домыслов. А основным поставщиком сенсаций, связанных с «проектом Монток», является некий Престон Б. Николс, называющий себя инженером и парапсихологом.
Николс, уроженец Лонг-Айленда, с середины 80-х годов начал раздавать скандальные интервью о Монтоке, в которых утверждал, что до последнего времени на базе проводились секретные эксперименты, совокупность которых он называл «проектом Монток». По словам Николса, он руководил частью особо секретных проектов, о чем долго не догадывался сам, поскольку после завершения экспериментов ему стерли воспоминания о них. Сам он работал на Лонг-Айленде в технической компании, выполнявшей рутинные оборонные заказы, и считал свою работу довольно скучной. Но когда Николс начал встречать на острове незнакомых людей, уверенных, что он их бывший начальник (в частности, один из встреченных говорил, что работал с Престоном на покинутой в 1983 году авиабазе), и пару раз получил корреспонденцию, в которой к его имени была приписана должность гораздо выше той, что он занимал, то заподозрил, что чего-то о себе не знает. Кроме того, у Николса много лет вызывал любопытство огромный островной радиозонд, давно устаревший и списанный, но продолжавший излучать некие сигналы: инженер заподозрил, что это как-то связано с беспричинными бурями, накрывавшими остров время от времени, и со странным поведением его коллег, которые периодически начинали «тупить», причем все одновременно.
В поисках ответов на накопившиеся вопросы Николс начал совать нос во все подряд: он пытался выяснить, почему была закрыта база ВВС, задавал вопросы чуть ли не каждому встречному, и в том числе однажды побывал на подземном этаже своей компании, куда по службе не имел допуска. Это оказалось несложно: запросив наудачу пропуск у охраны, он, к своему удивлению, немедленно его получил. Поплутав по коридорам в секретной зоне, Николс обнаружил кабинет со своим именем на табличке и припиской «помощник директора проекта», а в шкафу – документы о проведенных экспериментах, исписанные его почерком. Инженер на полдня погрузился в удивительное чтиво, по которому выходило, что он вел двойную жизнь, являвшуюся секретом даже для него.
Повторная попытка проникнуть в кабинет через пару дней успехом уже не увенчалась: его подверг допросу некий строгий господин, вышедший из двери с табличкой «директор проекта» и заявивший, что Престон явно что-то путает – никакого «второго кабинета» у него здесь нет. Доказать он ничего не смог, поскольку рабочее место кто-то успел подчистить: его имя на дверях кабинета уже отсутствовало, а внутри полностью сменилась обстановка. Вероятно, начальство быстро дозналось о его самовольном визите туда, куда он должен был забыть дорогу, и решило сделать вид, что Николсу все привиделось.
Вскоре проект, над которым работала компания, по какой-то причине был свернут, и Престона сократили «за ненадобностью» с его основной работы, посоветовав держать язык за зубами. Но безработный Николс, по его признанию, на этом не угомонился: он обратился за помощью к психотерапевтам и с помощью гипноза, дополненного эзотерическими практиками, сумел вытащить блокированные воспоминания наружу. Получалось, что встреченные им незнакомцы были правы, и в течение какого-то периода времени он действительно работал одновременно на две компании – это, в частности, объясняло, почему он временами очень выматывался на работе даже в «спокойные» дни и почему не помнил некоторых конкретных вещей (например, он мог обнаружить на своем теле пластырь, не имея понятия, когда успел порезаться и его налепить). Воспоминания оказались настолько шокирующими, что бывший работник «проекта Монток» решил написать о них книгу, подкрепив, по его словам, выуженные из памяти факты информацией, добытой у разысканных им бывших коллег и наиболее наблюдательных местных жителей.
Признания инженера не остались незамеченными. На публикации о Монтоке откликнулся некий Эл Билек, утверждавший, что его настоящее имя Эдвард Кэмерон и что он работал на закрытой авиабазе вместе со своим братом Дунканом. По словам Билека, «проект Монток» являлся продолжением пресловутого «Филадельфийского эксперимента» (он же проект «Феникс») 1943 года, и он может подтвердить это как непосредственный участник обоих проектов.
По легенде, известной каждому любителю теории заговоров, в ходе эксперимента, призванного сделать эсминец «Элдридж» невидимым для гитлеровских радаров, ученые добились совсем иного эффекта – корабль переместился во времени и пространстве вместе со всей командой. Билек дополнил эту историю сенсационными подробностями. Если верить его воспоминаниям, во время эксперимента братья-матросы Дункан и Эдвард решили спрыгнуть с борта корабля в океан и… оказались в Монтоке в 1983 году, где их встретили ученые, пояснившие, что два эксперимента наложились друг на друга, в результате чего возник портал между 1943 и 1983 гг. Следом за братьями оказался «вытянут» в будущее и сам корабль. По совету ученых Кэмероны вернулись на палубу, сломали электрогенератор на «Элдридже», и портал благополучно закрылся, вернув эсминец в 1943 год. В дальнейшем, по словам Билека, братья оставили флот и много лет проработали на проекте «Монток», участвуя в разнообразных экспериментах. Престон Б. Николс описал эти эксперименты в своей книге, снабдив ее грубыми рисунками оборудования, якобы использовавшегося учеными.
Кроме того, существует еще экстрасенс с Лонг-Айленда по имени Стюарт Свердлов, написавший собственную книгу, в которой говорится, что в детстве он с согласия родителей систематически подвергался бесчеловечным экспериментам на базе Монток. Свердлов утверждает, что постоянно бывал на базе в 1970-1983 гг.; что его психика оказалась весьма устойчивой не только к применявшемуся излучению, но и к стиранию памяти; что таких «монтокских детей» было много, но почти все они сошли с ума, и их дальнейшая судьба ему неизвестна.
Срыв покровов
О каких же экспериментах идет речь? По словам Николса, Билека и Свердлова, люди, стоявшие за проектом «Феникс», не остановились на достигнутом: в конце 40-х они продолжили исследования электромагнитного излучения, а когда Конгресс решил «прикрыть лавочку» в 60-е годы, предложили свои услуги военным напрямую. Штаб-квартирой их нового проекта стал уединенный остров, где тогда еще не шастали туристы. Эксперименты спонсировались спецслужбами в обход Конгресса, для чего в ход были пущены то ли чьи-то частные средства, то ли вывезенное из Германии золото нацистов. Огромный радар, работающий на нужных для экспериментов частотах, на острове уже имелся, оставалось лишь доставить по воде дополнительное оборудование и установить в бункере под авиабазой. Саму базу при этом объявили закрытой, а территорию вокруг нее для большей секретности объявили заповедной зоной.
Какие цели преследовали ученые и военные? Николс утверждает, что в 70-е это были попытки создания психооружия, способного свести целую вражескую армию с ума раньше, чем она успеет сделать первый выстрел. По словам инженера, старые работники, когда-то обслуживавшие радар, были возвращены на службу и помогли ученым подобрать частоту радиоимпульсов, способную воздействовать на мысли человека. В одном из зданий базы была экранированная комната со специальным креслом, куда сажали подопытных и наблюдали за их реакцией на то или иной излучение. Во время тестов среди испытуемых наблюдались самые разные реакции – смех, слезы, тревога и т.д. Впрочем, изучение влияло не только на них: когда работал «Мудрый радар», настроение менялось у всего персонала.
Опыты выявили, что частые эксперименты над одним и тем же человеком расстраивают его психику, поэтому к исследованиям стали привлекать солдат, приглашавшихся на базу якобы для отдыха, а на самом деле незаметно для самих себя выступавших «подопытными крысами». Облучению подвергалось и население ближайших городков: наблюдение за поведением групп людей помогло пополнить базу данных и скорректировать программы по влиянию на человеческий разум. Для опытов также использовались дети военнослужащих, имевших отношение к секретному проекту (таким ребенком себя называет Стюарт Свердлов). Среди побочных эффектов было странное поведение диких птиц: местные жители неоднократно замечали, что те словно бы теряют разум в полете и врезаются в дома.
Но внушить настроение – этого было мало, исследователи хотели внушать конкретные мысли.
Для этого в середине 70-х на базу привезли тайную разработку корпорации ITT – установку, позволяющую переводить в двоичный код образы, возникающие в человеческом мозгу. После присоединения ее к передатчику дальнейшая отладка заняла не один год, но в итоге ученые получили возможность… материализовывать мысленные формы. Медиум, усаженный в кресло, представлял себе некий предмет и место, где он должен появиться, – и предметы возникали в реальности. Материализация вещества прямо из эфира в электромагнитном поле радара не всегда проходила удачно – временами предметы напоминали голограмму или призрака, их невозможно было взять в руки, и после выключения передатчика они исчезали. Медиум по имени Дункан Кэмерон (один из тех самых братьев Билек) в итоге развил свои способности до того, что заставлял усилием мысли лопаться оконные стекла в ближайшем городке, управлял птичьими стаями, влиял на погоду, а также, взяв в руки прядь волос или какой-то еще предмет, принадлежавший конкретному человеку, мог «забираться в нему в голову», видеть реальность его глазами и управлять его действиями даже на больших расстояниях.
После материализации задуманных предметов дошла очередь до пробивания тоннелей в прошлое и путешествий во времени (в ходе которых испытуемые часто гибли, но выжившим счастливчикам удавались замечательные вещи – например, они встречались с Христом и оказывали влияние на ход мировых войн). Николс уверяет, что ученым удалось заглянуть даже на Марс, причем не современный, а 125-тысячелетней давности – в те времена, как выяснилось, Красная планета еще была населена живыми существами.
А в 1983 году случился конфуз, когда очередной эксперимент пробил дыру в параллельную реальность и на базе появился десятифутовый волосатый монстр, который начал носиться по коридорам и крушить все подряд. Выключение установки ни к чему не привело: разъяренное чудовище исчезло лишь после того, как ученые перерубили все кабели, снабжавшие электричеством оборудование. После этого, писал Николс, опасный проект решили не продолжать: нижние этажи залили бетоном, оборудование вывезли, и вскоре база была покинута. Участникам эксперимента напоследок промыли мозги по разработанной ими же технологии, так что у тех не осталось никаких воспоминаний о секретных разработках, ведшихся в подземельях Лонг-Айленда. Так закончилась история «проекта Монток».
Конечно, звучит все это, мягко выражаясь, как научная фантастика, а если не очень мягко, то как бред сивой кобылы. Но все же рассказы Николса, Билека и Свердлова привлекли к себе достаточно внимания, чтобы многие американцы уверились, что «с этим Монтоком что-то нечисто». Интерес к заброшенной базе не угасает по сей день, хотя официально она не используется с 1969 года, и нет никаких документов, которые могли бы подтвердить обратное (поэтому Николс сотоварищи называют свои доводы «мягкими фактами» – то есть такими, которые устно подтверждаются разными источниками, но не могут быть закреплены документально).
Братьев Даффер эта история, очевидно, весьма вдохновила, поскольку свой сериал они поначалу так и назвали – «Монток». Но между анонсом 2015 года, в котором фигурировало это название, и недавним релизом случилось кое-что заметное – а именно состоялся релиз документального фильма «Хроники Монтока». Вероятно, нежелание использовать уже «отработанный» кем-то заголовок и заставило Дафферов быстро переписать сюжет, перенеся его действие в штат Индиана, а название сменить на более нейтральное «Очень странные дела».
Что же из всего вышеперечисленного в итоге попало в сериал? Не так уж мало. Эксперименты с участием детей, обладающих экстрасенсорными способностями? Да. Пробивание дыр в параллельные миры? Да. Материализация монстра? Да. Разбивание стеклянных дверей силой мысли? Да. И мы еще не знаем, какие идеи из книг Николса найдут отражение во втором сезоне. То, что там снова найдется место для лаборатории Министерства энергетики и для «обратной стороны», авторы уже подтвердили.
Проекты «МК Ультра», «Монарх», «Звездные врата», «Блюберд»
Другими источниками вдохновения для Мэтта и Росса Дафферов, очевидно, стали проекты ЦРУ «МК Ультра» и «Звездные врата» – в отличие от «Феникса» и «Монтока», которые многие называют чистейшей выдумкой, существование этих проектов сомнению не подвергается. «МК Ультра», выросший из проекта «Блюберд» (1951-1953 гг.), проводился в 50-60-х годах. Его авторы пытались выяснить, помогают ли галлюциногены контролировать чужой разум и стирать воспоминания, могут ли они служить «сывороткой правды» при допросах, способны ли «промыть мозги» завербованному агенту и превратить его в послушную пешку, изменить его сексуальные пристрастия, заставить идти на поступки, которые резко противоречат его этическому кодексу. Как и в случае с «Блюбердом», авторы «МК Ультра» активно использовали электрошок и LSD ради стирания воспоминаний, создания новых личностей и других методов контроля над разумом.
Документы об экспериментах были в итоге уничтожены, но в архивах остались данные об их богатом финансировании (достигавшем 7% ежегодных расходов ЦРУ), да и живых свидетелей набралось достаточно, чтобы инициированное Конгрессом расследование второй половины 70-х годов всполошило Америку: ведь школьникам, пациентам больниц и заключенным в тюрьмах не сообщали, что они участвуют в тестах с непредсказуемой развязкой, то есть фактически этих людей вовлекали в потребление наркотиков помимо их воли.
Как удалось установить, финансирование охватывало более 80 учреждений, на базе которых проводились тесты, включавшие, помимо прочего, и опыты с ванной для сенсорной депривации, изобретенной в 50-е годы. Ванну наподобие той, что использовалась детьми в сериале, в частности, активно задействовал психиатр Дональд Кэмерон. Длительное нахождение в этой ванне само по себе способно вызывать галлюцинации, но в сочетании с LSD и электрошоком оно подчас приводило несчастных пациентов в коматозное состояние.
На совершенно случайных людях, имевших незначительные психологические проблемы (касавшиеся, например, контроля над гневом, неврозов или послеродовой депрессии), проверялась токсичность засекреченных препаратов, другим подопытным целенаправленно разрушали психику. «Терапия» длилась месяцами; в состоянии измененного сознания пациентов заставляли слушать пленку с монотонными командами или повторяющимися шумами – предполагалось, что это помогает стирать память и создавать новую личность с придуманным прошлым, покорно следующую приказам.
Как минимум два человека в результате этих экспериментов ЦРУ погибли: теннисист Гарольд Блауэр, страдавший депрессией после развода с женой, скончался в 1953 году от передозировки мескалинового препарата (не подозревая об армейском эксперименте, перед смертью испытуемый неоднократно жаловался на свое ухудшающееся состояние и безуспешно просил не увеличивать дозы «лекарства»), а вскоре после этого связанный с LSD-тестами биохимик Фрэнк Олсон, который, по мнению семьи, «слишком много знал», уволился из правительственной лаборатории и выпал из окна нью-йоркского отеля при загадочных обстоятельствах (эксгумация годы спустя показала, что тот не мог выпрыгнуть сам, поскольку в момент удара о мостовую находился без сознания либо был уже мертв). В обоих случаях родственники столкнулись со старательной фабрикацией документов о смерти и невозможностью доказать какую-либо связь умерших с проектом «МК Ультра». По официальному сообщению властей, вошедших в сговор с армией и спецслужбами ради «заметания следов», работник лаборатории пытался побороть затяжную депрессию с помощью больших доз LSD, но лишь усугубил тоску и довел себя до суицида. В свою очередь, родственники уверяли, что тот никогда не принимал наркотики и суицидальными настроениями не страдал. Лишь после расследования и скандальных судебных тяжб государство выплатило семьям Блауэра и Олсона по 700 тысяч компенсации, что, по-видимому, можно считать красноречивым доказательством их правоты. Кроме того, были приняты строгие законы, требующие получения «информированного согласия» пациентов на проведение экспериментов над ними.
Но это не все. В 90-е годы американка по имени Кэти О’Брайен написала две книги, в которых описывает «Проект Монарх», якобы отпочковавшийся от «МК Ультра» и также ставивший за цель разрушение личности испытуемых. По ее словам, проект включал в себя опыты над детьми, из которых ковали суперсолдат, восприимчивых к закодированным приказам, киллеров, инфокурьеров, террористов, секс-рабов. Все эти «спящие» личности могли умещаться в одном расколотом сознании – их активация происходила после получения определенных сигналов со стороны манипуляторов.
О’Брайен называет себя одной из подопытных, сумевших пробудить детские воспоминания с помощью гипноза, и утверждает, что к испытуемым применялись «методы Третьего рейха» и сексуальное насилие. Официальных подтверждений существования «Проекта Монарх» обнаружено так и не было, хотя после публикации книг нашлось немало людей, объявивших о своем участии в нем. Тот же Стюарт Свердлов, называвший себя потомком революционера Якова Сверлова по отцовской линии, считает, что его рождение могло стать результатом генетического эксперимента с использованием наркотиков, проведенного над его матерью в 1955 году, – но при этом оговаривается, что доказать ввиду отсутствия документов ничего не может.
Еще один любопытный проект, финансировавшийся армией США в 80-е, получил известность под названием «Звездные врата». В ходе эксперимента велся вполне официальный рекрутинг, призванный находить людей с «особыми способностями». Среди изучаемых вещей были психокинез, чтение мыслей и возможности удаленного наблюдения за людьми или общения с ними на больших расстояниях. Как тут не вспомнить Оди, получавшую информацию от некоего русского осведомителя, находясь в состоянии транса? Помимо прочего, «суперсолдаты» тренировали свои способности, пытаясь убивать усилием мысли домашний скот, и, если верить книге 2004 года, по мотивам которой снята комедия «Безумный спецназ», иногда эти усилия действительно давали плоды.
Некоторые моменты из этих экспериментов отразились в сюжете «Очень странных вещей»: вспомним опыты над детьми, фабрикацию обстоятельств смерти Барб, попытки Оди убить кота взглядом, мысленные контакты с другими людьми, опыты с сенсорной депривацией для усиления телепатических способностей… А когда шериф Хоппер пытается поговорить с молчаливой Терри Айвз, ее сестра прямо сообщает, что у той съехала крыша после участия в наркотических экспериментах «МК Ультра».
Эпилог
Авторы сериала пообещали перенести действие второго сезона на год вперед, в 1984-й. «Проект Монток», если верить Николсу, тогда уже был закрыт, но у братьев Даффер нет возможности задержаться в 1983 году на еще один сезон: юные актеры слишком быстро растут, и на экране их взросление будет чересчур заметно. Поэтому второй сезон заранее просят рассматривать как своего рода «сиквел», который может существенно отличаться от оригинала как тональностью, так и сюжетом (кстати, сами Дафферы родились как раз в 1984-м). Конечно, осталось много вопросов без ответов, над которыми ломают головы фанаты. Может ли Оди оказаться дочерью шерифа Хоппера? Каким образом Хоппер поддерживает с ней связь и откуда он знает, что ей нравятся вафли Eggo? А что, если доктор Бреннер – ее действительный отец? Погиб ли Бреннер после нападения монстра или сумел выжить? От чего умерла Барб? Чем заражен Уилл? Насколько вредно для здоровья посещать «обратную сторону»? Какому существу принадлежат желтые яйца, скорлупу от которых можно увидеть на «обратной стороне»? Является ли монстр частью Оди или ее порождением (недаром же Демогоргон в настольной игре изображен двуглавым)? Останется ли Нэнси с Дэйвом? О чем Хоппер договорился со своими бывшими врагами? Правда ли Стив – это папа Жан-Ральфио из сериала «Парки и зоны отдыха»?..
На многие из этих вопросов режиссеры обещают ответить в следующем сезоне, который, как уже известно, будет состоять из 9 серий. Стержнем же сюжета, по их словам, станут «отдаленные последствия» событий, показанных в первых восьми эпизодах. Конечно, история может пойти своим путем, не оборачиваясь больше на рассказы Николса, Билека и Свердлова, – но, вполне возможно, в поисках вдохновения режиссеры еще обратятся к этим господам за интересными идеями. Среди секретных технологий и связанных с ними событий, описанных «монтокской троицей», фигурируют вещи, которые так и просятся на экран: перемещения во времени, удаленное воздействие на поведение людей, птиц и животных, возможность подавлять работу любых электроприборов в зоне действия радара, внушение мыслей, контакты с инопланетянами, летающие тарелки, переселение человеческого сознания из тела в тело, тестовый вариант Интернета, бурение тоннеля к центру земли, телепортация, полеты на Марс, даже имитация космической программы «Аполлон». Разжигает азарт, не правда ли?
Может, «проект Монток» и полная выдумка, но в качестве поп-материала для киноиндустрии эта история смотрится весьма достойно. На братьях Даффер лежит довольно большая ответственность за продолжение – особенно теперь, когда сам Стивен Кинг в своем Твиттере назвал сериал «чистым весельем» и выставил ему «пятерку с плюсом». Будем надеяться, второй сезон удостоится оценки не худшей.