Чарующе красивый, но предсказуемо пустой ремейк нетленной классики.
С упорством осла «Дисней» продолжает переснимать свои классические мультфильмы, казалось бы, чуть более чем полностью игнорируя недовольство зрителей и низкие оценки критиков. После сомнительной адаптации «Леди и Бродяги», спорной «Мулан» и внезапно стильной «Круэллы» пришло время «Пиноккио». За переосмысление сказки взялся мастер семейного кино Роберт Земекис, знакомый многим по фантастической трилогии «Назад в будущее» и оскароносному «Форресту Гампу», в помощь ему был приставлен Крис Вайц, когда-то успешно переписавший диснеевскую «Золушку». Как и ожидалось, на этот раз чуда тоже не случилось — новый «Пиноккио» предсказуемо пополнил список бессмысленных live-action ремейков, которые практически с точностью до кадра копируют оригинал.
Одинокий Джепетто (Том Хэнкс) решает сделать куклу, как две капли воды похожую на покойного сына, и называет ее Пиноккио (Бенджамин Эван Айнсворт). Заметив в ночном небе яркую звезду, итальянский столяр загадывает свое самое главное, самое сердечное желание, и оно, вопреки его ожиданиям, сбывается: деревянная игрушка внезапно оживает. Однако чтобы стать настоящим мальчиком, Пиноккио необходимо научиться жить в человеческом обществе. В первую очередь, понять отличие добра от зла. В этом непростом деле ему помогает Джимини Сникет (Джозеф Гордон-Левитт) — говорящий сверчок со странной тягой к пошлым шуткам. Естественно, процесс познания мира не обходится без проблем — Пиноккио то и дело влипает в неприятности, встречает мошенников и даже оказывается в пасти кита.
Примечательно, что в этом году нас ждет еще одна адаптация «Пиноккио» — от мексиканского сюрреалиста Гильермо Дель Торо, которая, по слухам, станет мрачным, а местами даже пугающим переосмыслением сказки Карло Коллоди. От боссов «Дисней», буквально одержимых сохранением собственного наследия, таких экспериментов ждать не приходится: на фоне грядущей анимации Дель Торо версия Земекиса выглядит максимально комфортным, консервативным фильмом, призванным воскресить старые детские воспоминания и вызвать у зрителей прилив теплой ностальгии. Стремление корпорации задеть струны человеческих душ видно здесь невооруженным глазом: большая часть персонажей «Пиноккио» — черно-белый котенок Фигаро, золотая рыбка Клео, сверчок Джимини, даже сам деревянный мальчик — являются буквальными трехмерными копиями своих прототипов из легендарной анимации 1940 года. Насколько удачным было это техническое решение, сказать сложно, однако поклонники оригинального мультфильма точно будут довольны.
Впрочем, есть в диснеевском ремейке и некоторые нововведения. Версия 2022 года определенно ориентирована на поколение Z и проблемы взросления поднимает соответствующие. Земекис по-доброму брюзжит на современных подростков за их огульное стремление к интернет-популярности и отказ от традиций «старого мира», существовавшего еще до начала эпохи всепоглощающей диджитализации. С учетом того что «Пиноккио» — сказка изначально во многом морализаторская, желание режиссера пожурить зумеров кажется вполне себе обоснованным, проблема лишь в том, что рассуждения о популярности в декорациях XIX века выглядят как типичный рояль в кустах — довольно неуместно и даже искусственно.
По сути, «Пиноккио» пытается усидеть сразу на двух стульях, стараясь быть «современной» версией сказки для маленьких зрителей и добрым «приветом» из детства для зрителей больших. Но в итоге становится лишь визуально выверенной метафорой собственного тезиса о том, что все вокруг стремятся быть «кем-то», потому что ужасно боятся навсегда остаться «никем».