В английском алфавите 26 букв, в «Азбуке смерти 2» столько же мини-новелл, каждая из которых посвящена одному из смертельно опасных слов, начинающихся с выбранной буквы
В английском алфавите 26 букв, в «Азбуке смерти 2» столько же мини-новелл, каждая из которых посвящена одному из смертельно опасных слов, начинающихся с выбранной буквы. Над этими короткометражками работали как уже зарекомендовавшие себя мастера хоррора, так и подающие надежды новички.
Трудно сказать, что интересного кто-то с деньгами увидел в идее первой «Азбуки смерти» – альманах из 26 четырехминутных сюжетов кажется по умолчанию утомительной и пустой затеей. Что можно рассказать и показать за такое время? Ожидания полностью оправдались – даже уважаемые в жанре люди вроде Адама Вингарда, Ксавье Жена, Ти Уэста и Начо Вигалондо выступили не особенно впечатляюще, что уж говорить о полных новичках! На один любопытный (главным образом визуально или концептуально) сюжет приходилось пять анекдотов-пустышек, и с какого-то момента это начинало не на шутку раздражать.
Тем не менее «азбучный» эксперимент по какой-то причине был признан удачным – видимо, продюсеры посчитали, что это незатратный способ помочь режиссерам-новичкам сделать первые шаги в большом кино. И удачным настолько, что для «Азбуки смерти 2» концепцию решили не менять вообще никак – снова 26 букв алфавита, снова 26 слов, начинающихся с этих букв, снова четыре минуты на брата и полный карт-бланш без какой-либо цензуры и, кажется, мало-мальского контроля сверху. И снова – невнятная мешанина из гадостей, глупостей и откровенного дилетантизма, которая топит даже мастеров.
Знаменитостей, работавших над первым альманахом, мы уже перечислили выше, в сиквеле жанровых звезд поменьше – сестры Джен и Сильвия Соска («Не вижу зла 2», «Американская Мэри») да Винченцо Натали («Химера», «Куб»), причем их новеллы далеко не лучшие. В списке режиссеров люди не только из англоговорящего мира и европейских стран, но и азиаты, и даже нигерийский «режиссер-пулемет» Ланселот Одува Имасуэн (слабо выпустить за один год две кинодилогии и вдобавок франшизу из четырех частей?), история которого про кровожадного божка прямо-таки убивает любительщиной – такое ощущение, что ее включили сюда только для того, чтобы с ходу закрыть вопрос о худшем сюжете в альманахе.
Безусловно, «Азбука смерти 2» не беспросветна – как и в предшественнике, в ней встречаются любопытные, крепкие сюжеты, хотя большая их часть хромает в реализации. Это можно сказать и об истории про суд, на котором вернувшие себе сознание ожившие мертвецы выносят приговоры людям, расстреливавшим их во время вспышки зомби-эпидемии, и о сегменте, в котором двое детей попадают в фэнтези-игру, где оказывается, что война с монстрами – это не супергерои и «пиу-пиу», а кровь, кишки и смерть. Однозначно же удачные новеллы можно пересчитать по пальцам одной руки – занятны буквы A, S, V, а самую интересную припасли напоследок, на букву Z, под которой прячется мрачная метафоричная притча о женщине, которая ухитрилась проходить беременной тринадцать лет.
Увы, большей частью происходящее на экране не увлекательно, не провокационно, не смешно и не страшно («противно» не считается) – это коротенькие деморолики, большинству из которых место пусть не в помойке, но в приемных комиссиях киношкол, а не в мире коммерческого кино- или видеопроката. Пусть те, кто там сидят, отделяют зерна от плевел, у них работа такая – почему ее перекладывают на нас, зрителей, да еще и уже во второй раз, не очень понятно.