Амелия в один день стала матерью и вдовой – по дороге в роддом машина, в которой ехали она и муж, попала в аварию...
Амелия (Эсси Дэвис) в один день стала матерью и вдовой – по дороге в роддом машина, в которой ехали она и муж, попала в аварию. С тех пор прошли годы, сын Амелии Сэм (Ноа Уайзман) уже ходит в школу, но все вокруг считают его мальчиком с проблемами. Это неудивительно, ведь Робби одержим чудовищами и легко теряет контроль над собой. Однажды мальчик просит маму прочитать ему перед сном книжку о Бабадуке – чудовище, которое прячется в темных углах комнат и заставляет людей совершать ужасные поступки. С тех пор Робби теряет покой, а вместе с ним потихоньку слетает с катушек и Амелия – ей тоже начинает видеться Бабадук.
Со стороны может показаться, что жанр фильма ужасов крайне прост в освоении – знай себе заливай экран литрами кетчупа или нагнетай саспенс затемненной до неразборчивости картинкой и напряженной музыкой, – но это не так. Хотя бы потому, что страх – вещь довольно частная и интимная, и снять такое кино, которое пугало бы всех без исключения, невозможно по определению. И поэтому фильмы ужасов, создатели которых не только блестяще отрабатывают жанровые механизмы, но и ухитряются параллельно поднимать вопросы более острые, общие и глубокие, вызывают не просто интерес, а неподдельное восхищение. И поэтому «Бабадук» – один из самых важных для хоррора фильмов уходящего года.
«Бабадук» сконструирован таким образом, что за внешним слоем – классической «страшилкой о бугимене», терроризирующем и без того проблемную семью (первые и самые верные ассоциации здесь – «Кошмар на улице Вязов» и «Кэндимен»), скрывается второе дно, иносказательная драма о вдове, которая не может отпустить давно погибшего мужа. Амелия не празднует дни рождения Сэма, она холодна к нему и подсознательно винит сына в смерти возлюбленного. У нее нет никаких отношений с мужчинами, а любое упоминание от окружающих о ее супруге вызывает у Амелии приступы раздражения и агрессии.
Сценаристка и постановщица картины Дженнифер Кент использует фигуру Бабадука, чтобы обострить эти чувства до предела, сделать их гипертрофированными, но при этом оставить понятными и узнаваемыми. И это редкий случай, когда добиться такой внятности и прозрачности, при этом избежав назойливости и натянутости, удается, в общем-то, начинающему творцу (за плечами Кент только один эпизод сериала и короткометражка). Здесь есть все – и подавленная боль, и вынужденное раннее взросление, и терзающие попеременно обида и чувство вины, и все это необычайно органично вплетено в формулу мистического хоррора. Высший пилотаж в этом смысле – финальная сцена, которая в преломлении на «второе дно» читается красивым, исчерпывающим эпилогом любой истории о преодолении трагедии и начале новой жизни.
Отдельно стоит упомянуть техническую сторону картины. Невзирая на довольно скромный бюджет в два миллиона долларов, выглядит картина крайне атмосферно – есть тут и умелая игра света и тени, и несколько очень любопытных операторских приемов (обратите внимание на сцены, в которых Амелия мучается бессонницей), и осязаемый эффект присутствия. А этот скрежет «ба-ба-ба дук-дук-дук!», предвещающий появление монстра?! «Бабадук» – это настоящий подарок ценителям хорроров «с мозгами» и мощный маркер для тех продюсеров, режиссеров и сценаристов, кто почему-то считает, что фильмы ужасов – это такой конструктор, в котором есть только лежалые клише, которые даже необязательно как-то убедительно скреплять. Признайте уже, что вы просто не умеете их готовить.