Пятеро студентов-киношников снимают дипломную работу – документальный фильм о нелегалах, незаконно перебирающихся в США
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат.
Пятеро студентов-киношников снимают дипломную работу – документальный фильм о нелегалах, незаконно перебирающихся в США. Для этого они приезжают в Мексику, где вписываются в группу местных, ищущих лучшей жизни на территории Штатов. Ночной переход через границу проходит как по маслу, но уже в США иммигрантов перехватывают неизвестные с оружием. Они называют себя патриотами и требуют, чтобы ребята с камерами засняли на пленку их «философию». Заключающуюся главным образом в издевательствах, пытках и убийствах.
Никто не будет спорить с тем, что фильмы наподобие «Мучениц», «Мести нерожденному» или «Человеческой многоножки» предназначены не для всех. Но во время просмотра «Нелегалов» к ним поневоле проникаешься уважением – за их честность по отношению к зрителю. Есть чистое зло, есть его жертвы и отношения между первым и вторыми абсолютно однозначны – а чтобы зритель понимал, насколько страшно оказаться в такой ситуации, авторы покажут нам мучения героев во всей «красе». Да-да, смерть – это не пафосные падения в героических рапидах, а нечто мерзкое и тошнотворное, со слезами и нечеловеческими, совершенно некрасивыми визгами.
Авторы «Нелегалов», со своей стороны, почему-то почти полностью отказываются от графичности насилия – и судя по тому, что они смогли себе позволить таких актеров, как Скотт Мехловиц и Питер Стормаре, проблема не в ужатом бюджете на грим. Да и вообще, после «Оскара» гримерам «Далласского клуба покупателей», которые уложились в 250 долларов, на ограниченность денежных средств пенять совсем глупо. Тем не менее все убийства и пытки в «Нелегалах» происходят за кадром – да, в кадре могут кого-то ударить или порезать, но на самых жестких вещах камеру стыдливо отводят.
Это особенно странно, если учесть, что по содержанию картина ничуть не менее экстремальна, чем ленты, упомянутые вначале. И здесь скрывается второй подводный камень – в злодеев фильма банально не веришь. Логику любых экстремистов можно пусть не принять, но хотя бы понять, однако местные «патриоты» – всего лишь кучка садистов, которые прикрываются своим нежеланием пускать в США чужаков (для чего устраивают пойманным экзамены на знание истории США со ставкой ценой в жизнь), но последовательностью в их действиях и не пахнет. Такое еще можно было бы понять, если бы злодей в «Нелегалах» был один (мало ли какой безумной теорией оправдывает свои поступки отдельно взятый чокнутый психопат), но это целая организация, которая вроде бы держится на слепом фанатизме, что крайне маловероятно без четко сформулированных взглядов, оправдывающих любые зверства.
В итоге получается кино, которое, с одной стороны, рисует весьма неубедительный портрет зла, а с другой – стыдливо отворачивается от того, что это самое зло творит. И спрашивается, зачем с таким подходом вообще было браться за эту тему? Разве что только для того, чтобы дать возможность Питеру Стормаре добавить в свое творческое резюме еще одну яркую роль – весь фильм его герой, главарь «патриотов», проводит в маске (без нее мы увидим его только в сцене-эпилоге), но даже с закрытым лицом он ухитряется создать жуткий, очень эффектный образ. В принципе, если бы авторы решили сделать его маньяком-одиночкой, кино получилось бы намного более цельным.