Малоизвестная панк-группа The Ain’t Rights колесит по провинции, пытаясь заработать на кусок хлеба. Дорога приводит их в клуб для недобитых нацистов, где ребята становятся свидетелями убийства...
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат.
Малоизвестная панк-группа The Ain’t Rights колесит по провинции, пытаясь заработать на кусок хлеба. Дорога приводит их в клуб для недобитых нацистов, где ребята становятся свидетелями убийства. С одной стороны, они понимают, что так просто их теперь никто не отпустит, но с другой – что они могут противопоставить толпе агрессивных вооруженных скинхедов? Пока музыканты, запертые в небольшой комнате, живы, но как выбраться из этой ситуации без жертв, непонятно.
Есть ощущение, что «Зеленая комната» для Джереми Солнера – это то же самое, чем была «Связь» для братьев Вачовски и «Бешеные псы» для Квентина Тарантино: «установочное» кино постановщика, который вот-вот поразит мир чем-то по-настоящему великим, а пока деловито, не торопясь, разминается, как хорошо подготовленный спортсмен перед решающим забегом. Когда это случится, «Зеленая комната» получит то культовое внимание, которое она заслуживает, а пока картину заметят главным образом поклонники жестких, бескомпромиссных триллеров, которым такие щедрые подарки западное кино делает нечасто.
По описанию «Зеленая комната» может показаться скоростным экшеном, но на деле это не совсем так – это кино, которое не гонится за скоростью и динамикой, а основной упор делает на то, чтобы подавить своего зрителя, заразить его тем липким страхом, который нагоняет на героев ситуация, в которой они оказались. Даже когда музыканты вынуждены действовать, фильм не изменяет своему вкрадчивому саспенсу – вспышки насилия коротки, но настолько брутальны, что производят эффект адреналинового укола. Один неверный шаг – и кто-то фонтанирует кровью, короткая пауза – и кому-то сносят полголовы.
Солнер устраивает зрителю эффектный контрастный душ, по мере возможности обходя жанровые клише и штампы – вычислить тех, кто протянет дольше всех, можно по «звездности» актеров, но с ожиданиями постановщик все равно играет мастерски. Внутреннего дискомфорта добавляет и визуальная стилистика – обшарпанные коридоры, тусклое освещение, очень плотная композиция кадра работают на общий эффект клаустрофобии, ощущение плотно запечатанного бункера, выхода из которого нет. Правдоподобия «Зеленой комнате» добавляет и то, как Солнер рисует нацистов – это не профессиональные терминаторы, а, в принципе, такие же «зеленые» дилетанты, только подстегиваемые зомбирующей идеологией и охотничьим азартом.
От большинства актеров в картине многого не требуется, поэтому назвать фильм «лебединой песней» Антона Ельчина, не так давно погибшего, не получается – да, он нигде не фальшивит и вполне правдоподобен в образе по-панковски задиристого, но отнюдь не закаленного реальными боями музыканта, но на его месте, честно говоря, могли быть многие. А вот кто здесь по-настоящему незаменим, так это Патрик Стюарт, играющий хозяина клуба, лидера неонацистов Дарси. Интеллигентный и мягкий на вид, на деле это расчетливый и жестокий убийца, для которого убить или не убить – не вопрос, вопрос только в том, как это провернуть, чтобы не бросить на себя тень подозрения. Трудно сказать, работал бы фильм во всем вышеупомянутом так здорово, если бы «вел» его актер не такой харизмы и таланта, но история, в том числе и кино, не знает сослагательного наклонения.