Семейное кино для родителей и маленьких детей обычно считается мягким и безопасным – то есть рассказывающим занятные и приятные истории, на которых можно весело провести время. Однако некоторые создатели семейных лент позволяют себе глубокие погружения во мрак
Трейлеры и постеры картины Тарсема Сингха обещают удивительные красоты и невероятные приключения. Все это в фильме действительно есть – в виде историй, которые рассказывают друг другу вместе лежащие в больнице парализованный каскадер и маленькая девочка. Однако мужчина придумывает занимательные байки не только потому, что ему нравится развлекать юную собеседницу. Он хочет, чтобы девочка украла для него лекарства, которые помогут ему покончить с собой. В итоге мужчина остается в живых, но это все равно не та история, которую стоит показывать впечатлительным малышам.
Нежная и обаятельная графика дебютного полнометражного мультфильма Дона Блута не может скрыть, что режиссер рассказывает трагическую историю о борьбе за власть среди крыс-мутантов, чей интеллект был усилен в ходе людских медицинских экспериментов. Целый ряд персонажей к концу мультфильма погибает (причем не всегда заслуженно), а сын главной героини на всем протяжении ленты находится между жизнью и смертью. Неудивительно, что Блуту пришлось уйти из студии Walt Disney, чтобы создать такое детское кино.
Знаменитая советская картина Александра Митты рассказывает поучительную, но мрачноватую историю. Во-первых, ее главный взрослый герой, помогающий юной Марте искать ее похищенного брата Мая, не доживает до финала. А во-вторых, когда героиня после многих лет странствий находит-таки Мая, она обнаруживает, что похитители сделали парня жестоким и бессердечным. В финале, правда, Май осознает, что с ним произошло, и возвращается на сторону добра. Но до этого момента с героями происходит много всего неприятного.
Свежая телевизионная экранизация романов Лемони Сникета о сиротах Бодлер с самого начала обещает рассказать исключительно печальную историю, и она держит свое обещание, хотя и выполняет его с изрядной долей иронии. Сериал повествует о трех детях, которые сперва лишаются родителей, а затем становятся участниками и свидетелями множества пугающих событий (в том числе нескольких убийств). Как правило, эти события случаются по вине дальнего родственника ребят, который готов на все, чтобы заполучить деньги, которые Бодлеры унаследуют после наступления совершеннолетия.
Когда в 1984 году Американская ассоциация кинокомпаний ввела новый рейтинг PG-13, она сделала это из-за протестов в адрес прокатчиков «Индианы Джонса и Храма судьбы», а также аналогичных лент. Приключенческое кино, где едят мозги обезьян и вырывают сердца у живых людей, явно было слишком мрачным для тех маленьких зрителей, которым обычно предназначались фильмы с рейтингом PG. Даже Стивен Спилберг признавал, что перегнул палку, потому что создавал «Храм судьбы», когда у него были большие семейные проблемы, и его злость и депрессия вылились на экран.
Классика голливудского травмирующего кино, диснеевский мультфильм «Бэмби» посредине повествования убивает мать заглавного героя. Правда, ее смерть на экране не показана, но так даже страшнее, потому что зрители слышат выстрел и могут сами домыслить гибель очаровательной оленихи. Американские охотники после выхода мультфильма объявили «Бэмби» худшим художественным оскорблением их профессии, а бывший «битл» Пол Маккартни утверждает, что именно гибель матери Бэмби заставила его заинтересоваться защитой животных.
Популярная экранизация классической детской книги Уильяма Голдинга, лента британца Питера Брука рассказывает о школьниках, которые после авиакатастрофы оказываются на необитаемом острове и быстро превращаются в суеверных дикарей, приносящих жертвы потустороннему монстру и готовых убить слабого товарища. Действие картины развивается во время Второй мировой войны, и события «Повелителя мух» прозрачно намекают на деградацию европейского общества в эпоху нацизма.
Классическая лента Андрея Тарковского ставит вдумчивого цензора в тупик. С одной стороны, это драматичное и героическое повествование о ребенке во время Великой Отечественной войны и это часть золотого фонда нашего кино, что делает «Иваново детство» обязательным для просмотра в достаточно раннем возрасте. С другой стороны, фильм завершается гибелью Ивана, и это даже взрослых зрителей может серьезно выбить из колеи. Так что непросто сказать, какой возрастной рейтинг должен быть у такого кино, одновременно трагического и позитивного (Иван погиб, но наши победили).
Монстры, нацисты, пытки, убийства, гибель ребенка… Все это можно найти в исключительно мрачной киносказке Гильермо дель Торо, действие которой развивается в Испании 1944 года. Хотя главной героине картины всего десять лет, ее окружают исключительно жуткие события – как в реальном мире, так и в волшебном, куда маленькая героиня переносится по ночам. Даже финал фильма невозможно назвать «хеппи-эндом», хотя девочка умирает счастливой.
Самая тяжелая нравоучительная картина всех времен, японский мультфильм Исао Такахаты основан на книге воспоминаний о военной и послевоенной Японии. Юные главные герои сперва во время войны теряют отца и мать, а затем сами умирают уже после завершения боевых действий от голода и холода. В Японии картина считается обязательной для школьного просмотра, но, при всем художественном и постановочном блеске мультфильма, «Могилу светлячков» трудно рекомендовать даже взрослым людям с чувствительной психикой.