Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Консервы»

"Но это же комикс!" -- наверняка заявят вам люди, представляющие интересы авторов. Не верьте. Что вы, комиксов настоящих не видели? Слава богу, даже со времен "Антикиллеров" наш прокат зарубежных хитов ушел далеко вперед. Это консервы -- как и было сказано. Безнадежно просроченный стратегический запас поколения, еще недавно ходившего в "молодых".

Добавить в закладки
Страшный сон

Трейлер

В самом конце просыпается с диким воплем, в холодном поту. Повергшее его в ужас сновидение зрителю придется просмотреть на протяжении предшествующих двух часов – под названием "Консервы" (2007) (режиссер-постановщик – Егор Кончаловский, жанр – боевик, общий бюджет – 5,5 млн. долларов). Раскрывать в статье сюжетный ход, который призван перевернуть все с ног на голову, – отчаянная подлость, и в отношении "Шестого чувства" /Sixth Sense, The/ (1999), например, или "Других" /Others, The/ (2001) мало кто до этого опустился. Но, разделив с героем Башарова тяжкую участь просмотра сна, хочется незамедлительно чем-то авторам отплатить. К сожалению, по здравом размышлении понимаешь, что оказываешь скорее услугу: теперь зритель знает, что автор знает, что это бред, а значит, автор не так уж и безнадежен. Хотя остается вопрос: если понимаешь, что демонстрируешь страшный бред, зачем предлагать покупать на него билеты? Нетрудно, впрочем, догадаться, что относительно художественного качества "дилириума" и Кончаловский, и продюсеры, финансирующие его очередной фильм (они все время меняются, но каждый раз почему-то находятся), придерживаются иного мнения.

Кадр из фильма "Консервы"

О появлении проекта "Консервы" сам режиссер рассказывает следующее: "Подошел как-то раз ко мне один продюсер (с тех пор я его больше не видел) и говорит: а давай-ка сделаем с тобой экшн!". "Какой экшн?" – интересуется Кончаловский. "А все равно какой!" Поверив в серьезность намерений продюсера N, Егор Андреевич идет к своему сценаристу и говорит: "А давай-ка напишем экшн!" "Какой?" – спрашивает тот. "А все равно какой!". Сценарист кидается выполнять заказ и создает нечто под рабочим названием "Побег со свиньей". Но тут появляются другие продюсеры (тот-то, первый, как мы помним, исчез). У этих новых даже есть имена: Рубен Дишдишян и его компания "Централ Партнершип". Но они предлагают Кончаловскому не "Побег со свиньей", а просто «Побег» (2005) – сценарий, который принес на студию (и на совести гениев случаются пятна). Результат известен: разгромная пресса и провал в прокате, от которого не спас даже исполнитель главной роли – любимец миллионов, сыгравший незадолго до этого Идиота из русской классики.

Но тут опять появляются другие продюсеры, причем на этот раз – сама Надежда Соловьева, глава компании SAV Entertaiment, железная леди российского шоу-бизнеса, исправно на протяжении последних двадцати лет привозившая в Россию поп-звезд мирового уровня. Но шоу-бизнес, как призналась она на пресс-конференции, уже надоел – захотелось чего-то нового, например кино; Егора Кончаловского знает давно, замысел его (который "со свиньей") тронул и взволновал. Разделить с госпожой Соловьевой финансовое бремя нового проекта режиссера с громкой фамилией взялся генеральный продюсер компании "БФГ-Медиа", член совета директоров банка "БФГ-Кредит" Юрий Глоцер. Насколько существенны для БФГ-структур пять с половиной миллионов долларов, потраченные на фильм (производство плюс реклама), не нам судить. Теперь – о замысле, который соблазнил солидных людей. (Конечно, после "Побега" название "Побег со свиньей" пришлось заменить, но суть не в этом.)

Кадр из фильма "Консервы"

Журналист, специалист по горячим точкам (Башаров), получает аудиозапись разговора двух высокопоставленных государственных чиновников о поставке сырья для ядерного оружия в страну, которой ядерное оружие иметь не следует. По совету любящей жены он отправляется к своему якобы другу, генералу Астраханцеву () – посоветоваться, что с записью делать. Генерал кидает диск в камин, рекомендуя забыть о нем навсегда, но, оказывается, в надежном месте припрятан дубль. Тогда под колеса машины журналиста сбрасывают с моста заранее пойманную тетку (она летит вниз с воплем "Вы звери, господа!"), в салон подбрасывают наркотики, в результате – суд, рудники, колония строгого режима. В лагере подученные врагами зэки героя нещадно бьют, но он, регулярно, с интонациями Петра Мамонова, читая молитву оптинских старцев, только крепчает, и запись отдать отказывается. Среди полчищ врагов на зоне есть и друзья: подставленный тем же Астраханцевым ветеран кавказской войны Усольцев () и вор в законе Фома (). Объединив усилия, они бегут, убивают преследователей, летят в пропасть, попадают в подземный водоем, выплывают в бассейне при ночном клубе по типу "Ибица" (дело, напомним, происходит на Кольском полуострове) – психоделическом рае, где их угощают грибами, – покидают рай, идут в Москву, и все это занимает довольно много времени. Именно это время Астраханцев зря не теряет: он соблазняет жену героя, в которую, оказывается, давно влюблен, та в раскаянии стреляется, потом режет себе вены; люди Астраханцева пытаются похитить ее ребенка, но тут возвращаются журналист с ветераном (вор отстал по дороге) и быстро наводят в квартире героя порядок, раскидав по углам трупы незваных гостей. Справедливости ради надо признать, что в этом им помогает генерал ФСБ () и его ограниченный контингент честных чекистов. Но глава злодеев – Астраханцев – не обезврежен! Именно этот факт, а не нагромождение чудовищной ахинеи и заставляет героя дико вопить в финале.

На самом деле, как признается сам Кончаловский, трюк со сном он придумал, доснял и вклеил в самом конце, а до этого все делал всерьез. Но, похоже, результаты труда впечатлили даже его самого – раз потребовалась срочная маскировка под "это все понарошку".

Кадр из фильма "Консервы"

В отличие от усредненной глянцевой картинки Затворника (почти десятилетней давности дебют Кончаловского в большом кино) и "Побега" в "Консервах", как в обоих Антикиллерах, глянец особого рода – с желтым оттенком. "Антикиллеры" выдавали близкое знакомство автора не только с дальневосточными боевиками, но и вообще со всем трэшем, произведенным в той части земного шара. Правда, люди, осведомленные больше, чем я, утверждают, что это – эстетические пристрастия не самого Кончаловского, а тогдашнего его продюсера Юсупа Бахшиева. Поскольку "Антикиллеры" – единственный коммерчески успешный проект режиссера, восточный окрас возникает вновь. Но только в "Консервах" это подражание уже не оригиналу, а копии – себе самому образца начала двухтысячных, и от этого зрелище становится вовсе невыносимым.

"Но это же комикс!" – наверняка заявят вам люди, представляющие интересы авторов. Не верьте. Что вы, комиксов настоящих не видели? Слава богу, даже со времен "Антикиллеров" наш прокат зарубежных хитов ушел далеко вперед. Это консервы – как и было сказано. Безнадежно просроченный стратегический запас поколения, еще недавно ходившего в "молодых".

По воле обстоятельств на следующий день после "Консервов" прессе показали фильм режиссера очередного нового поколения – «Мертвые дочери» (2007) Павла Руминова (прокат с 1 февраля), и эти две картины составили между собой на редкость гармоничный и назидательный дуэт.

Стилизация под арт (случай Руминова) оказалась столь же беспомощной, как стилизация под трэш (случай Кончаловского) – и опять доказала, что нет такого формального приема, который позволил бы долго скрывать обидное, но очень распространенное обстоятельство – банальное неумение снимать кино.

Текст: Лариса Юсипова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?