На мониторе у входа в павильон, расположенный в недрах студии в Шеппертоне, виден капитан Джек Воробей в 3D. Действие эпизода происходит в дворцовом зале – сплошь торнхилловские росписи и позолоченные кресла, – который стремительно превращается в ад. Слоеные пирожные, пироги со свининой и бараньи ноги летят с банкетного стола к потолку, стреляющие мушкеты наполняют воздух черным дымом, а Его Обжорство король Георг II (Ричард Гриффитс) в ужасе наблюдает за тем, как Джек (Джонни Депп), средоточие неизбежного хаоса, по-дурацки скачет туда-сюда, как Бастер Китон на горячих углях. Чудом избежав объятий королевской стражи, он вышвыривает драгоценный трон эпохи рококо в арочное окно и спасается бегством. Обычное дело в восхитительно безумной вселенной «Пиратов Карибского моря». Теперь еще и в трех измерениях.
Наши взгляды приковывает Гектор Барбосса (Джеффри Раш), выряженный, как ни странно, в форму морского офицера, дополненную большим синим носком; пудра на лице Барбоссы смешалась с сажей, капитан устало закатывает глаза. Носок? Вместо него парни, отвечающие за спецэффекты, вставят новоприобретенную деревянную ногу.
До завершения 106-дневных съемок фильма о новых приключениях пиратов остается две недели. Группа уже успела побывать на Гавайях (середина фильма), в Лос-Анджелесе (интерьеры гавайских эпизодов), Пуэрто-Рико (финал) и, наконец, добралась до Лондона (самое начало). Все это снимается в настоящем 3D – отсюда и хитроумные камеры с двойными линзами, и мониторы со стоящим рядом ведром очков.
Но мы забегаем вперед. Не возникало ли у вас чувство, что предыдущие сиквелы, невзирая на сумасбродного мистера Деппа и прекрасные виды, больше напоминали белиберду в стиле сиквелов «Матрицы», нежели Индиану Джонса на океанских просторах? Мысль о четвертой серии как-то, м-м-м, не брала на абордаж.
«С четвертыми »Пиратами…« у меня было ощущение, что за нами как бы должок перед зрителем, понимаете? – Джонни Депп затягивается тонкой черной сигарой, собираясь с мыслями и сверкая железным зубом. – Второй и третий фильм были такими весьма… побочно-сюжетными. Там была сложная математика. Люди смотрели их по два-три раза, только чтобы понять, что вообще происходит. А этот фильм ближе к первому: он больше сфокусирован на персонажах, на исходной теме… В нем есть свежесть… Меньше математики».
Так о чем это мы? После головокружительного завершения сюжетных линий второго и третьего фильмов капитан Джек заполучил себе в руки карту, указывающую путь к фонтану юности, но при этом оказался брошен на волю волн в жалкой шлюпке. Затем последовало объявление: будет и четвертый фильм в серии прибыльных (2 681 440 232 дублона, счет продолжается) комических фэнтези. «Мы раздумывали над новой историей еще на съемках третьего фильма, – улыбается Джерри Брукхаймер, – а потом Тед и Терри наткнулись на книгу, и мы поняли, куда нам плыть». «Тед и Терри» – это Тед Эллиотт и Терри Россио, дуэт сценаристов, которому капитан Джек обязан своими злоключениями, а «книга» – роман Тима Пауэрса «На странных волнах» (1988), сюжет которого оказался как нельзя более подходящим для истории капитана Джека.
«Из романа мы взяли, – перечисляет Россио, – Черную Бороду, Анжелику и фонтан юности. В стилистическом плане мы включили книгу в нашу вселенную с капитаном Джеком и Барбоссой».
Однако погас один из главных путеводных огней: Гор Вербински не смог участвовать в новом круизе. Брукхаймер дипломатично отмечает, что режиссер был попросту занят другими проектами (анимационным «Ранго» /Rango/ (2011) с Деппом в роли хамелеона и так и не сдвинувшейся с мертвой точки экранизацией игры «Биошок»). Поскольку Депп был благодушен, студия Disney поспешила запустить сиквел, наняв режиссера «Чикаго» /Chicago/ (2002) Роба Маршалла. Умный ход: дока по части мюзиклов для «Пиратов…» с их своеобразными танцевальными па – выбор идеальный.
«Он отлично чувствует кадр, – одобряет Депп нового режиссера. – Почуяв лажу, он тебе о ней говорит. Вежливо, разумеется. Он моментально понимает, когда кто-то переигрывает». Даже в сумасшествии «Пиратов…» есть своя тонкая гармония, свой естественный ритм. «И у него великолепное чувство времени, – продолжает актер. – Это из-за мюзиклов. Ошибись ты на миллисекунду – он это поймет». Сегодня на площадке отмечают день рождения Маршалла. В тайном алькове, куда нам пути нет, спокойно, без пиратских танцев, разливают шампанское. Десять минут спустя все возвращаются на свои места.
Однако вскоре после назначения Маршалла работа над фильмом была омрачена известием о том, что Дик Кук покинул свой председательский пост на студии Disney. В свое время именно Кук отстоял первых «Пиратов…», считавшихся весьма рискованным проектом, и понятно, что Депп известию совсем не обрадовался. «Мой энтузиазм дал трещину, – сказал актер, узнав новости. – Фильм родился в его офисе…» Казалось, четвертые «Пираты…» сели на мель, однако после «чудесной встречи» Маршалл убедил Деппа сохранить веру в счастливый исход. В конце концов, без капитана Джека никаких сиквелов быть не может: «Это был бы фильм о пиратах, – говорит Россио, – но не »Пираты Карибского моря«».
Сценариста, находящегося на площадке, чтобы помогать с импровизациями и на ходу вносить коррективы в сценарий, впечатлила тщательность, с которой подходит к делу новый режиссер. «Роб работает так же, как у себя в театре. Он долго и тщательно шлифовал сценарий перед съемками. И Джонни очень сильно повлиял на сценарий: он придумывал героев, сюжеты, шутки…»
Россио всегда представлял себе сцену, в которой Джек танцует по палубе. «Это было бы романтично и странно: представьте себе обольстительного Джека Воробья под звездами и все такое!» Возможность осуществить мечту дала новая исполнительница главной роли – стройная Пенелопа Крус в роли неблагонадежной Анжелики. «Джонни придумал шутку, где он отбивает даму у самого себя, – смеется сценарист. – В самый разгар танца Джек хватается за канат, исчезает, потом снова появляется: »Позвольте вклиниться!..«»
Между третьей и четвертой сериями часть экипажа оказалась за бортом. Орландо Блум и Кира Найтли – Уилл и Элизабет – больше не нужны, их истории закончились (мы допытываемся, будут ли у них еще камео, на что Россио отрицательно качает головой). Впрочем, в перспективных новобранцах недостатка нет. В похожем, вероятно, на дуэт Уилла и Элизабет амплуа выступят Сэм Клэфлин – в роли миссионера-пацифиста Филипа – и французская модель и актриса испанского происхождения Астрид Берже-Фрисби – в роли русалки Сирены. Как ей удается и плавать по морю, и ходить по суше? «Волшебство! – восклицает она. – Компьютерная графика!»
Обновился и злодей: теперь это капитан Черная Борода, вольная интерпретация исторического Эдварда Тича, грозы американских колоний. Играющий его Иэн МакШэйн щеголяет в черной коже и с бородой, которой хватило бы на крышу коттеджа. Этот капитан – «пират-байкер», рассекающий волны на флагмане «Месть королевы Анны». «О, это силища! – восторгается коллегой Депп. – Фантастическая силища! Легенда!» Скорее всего, Депп имеет в виду сыгранного МакШейном сурового бизнесмена Эла Сверенджена в сериале «Дэдвуд», а не пройдоху-антиквара Лавджоя из одноименного шоу; впрочем, это же Депп – кто его знает, что он имеет в виду.
Что же касается Пенелопы Крус, то ее уговорил на фильм Маршалл, до того снимавший актрису в «Девяти» /Nine/ (2009). «Ей понравилась роль, но если бы не он, Пенелопа не согласилась бы», – говорит Брукхаймер. Услышав ее имя, Депп улыбается во весь свой железнозубый рот: «Мы с ней занимались фильмом «Кокаин» /Blow/ (2001). Тут надо, конечно, быть внимательным, чтобы не ляпнуть »мы с ней занимались кокаином«, – смеется он. – Она классная. Женщина-фейерверк. Без нее фильм был бы совсем другим». У Анжелики и Джека есть общее прошлое, «осадок», как говорит Депп. «Звучит жутковато, правда? Их влечет друг к другу. Они как разведенная пара, в которой бывшие супруги ненавидят и в то же время любят друг друга. Отношения у них весьма странные. Очень забавно, – актер ухмыляется, вспоминая нечто, что нам еще только предстоит увидеть. – Мы здорово повысили градус абсурда!»
Крус приоткрывает завесу: ее героиня – дочь Черной Бороды, и доверять ей нельзя. Хотя это же кино про пиратов. Доверять нельзя никому. Посреди съемок пришла чудесная для Крус и осложнившая съемки новость: она беременна (в роли отца – Хавьер Бардем). «Но вы по ней не скажете, – улыбается Брукхаймер. – У нее отличный дублер. И все ее актерские способности остались при ней. Она просто стала больше… И оживленнее».
В одном из эпизодов «На странных берегах…» есть кровать с прикованным к ней скелетом – чтобы зоркий завсегдатай Диснейленда узрел еще одну отсылку к старому аттракциону, с которого все началось. Намек на то, что новый сиквел будет более легким и забавным, чем предыдущие. Начало фильма Джек встречает – не впервые, заметим, – под стражей: его привозят в Лондон (мы видим старое здание Военно-морского колледжа в Гринвиче) к королю Англии, прознавшему о том, что у пирата есть карта с маршрутом к фонтану юности.
Дальше будет сумасшедший побег. Потом – погоня с участием двадцати карет, полусотни лошадей и угольного фургона, взрывающегося на фоне декораций в виде изысканной набережной Темзы. Анжелика «спасет» вечно извивающегося Джека, они обнажат шпаги в кладовой таверны «Капитанская дочь» (отметим, что кладовая заметно больше самой таверны) посреди лопающихся бочек с пивом и в итоге окажутся в реке (на самом деле – на подводной сцене в Шеппертоне, в тепленькой 32-градусной водичке).
И это, знаете ли, только начало. Фильм, по сути, представляет собой гонку, победителя которой ждет ценный приз – легендарный фонтан юности в загадочных джунглях. Пакостей и подлостей будет в изобилии. Как и русалок, зомби, Кита Ричардса и не слишком надежного старпома Гиббса в исполнении Кевина Макнэлли. Не забывайте и про любимую «Черную жемчужину» Джека Воробья. «Мы узнаем кое-что о прошлом Джека, – добавляет Депп. – Как он встретил Анжелику…» Однако, настаивает актер, Джек остается постоянной величиной «Пиратов…», как-то развиваться и меняться капитан не будет. «Он и так на пределе», – смеется Депп.
В этом и секрет «Пиратов Карибского моря»: мы возвращаемся в кинозалы не ради новых героев, а ради старых. Джек всегда должен быть Джеком. «Джек Воробей – персонаж, от которого отталкиваются остальные, – говорит Россио. – В первой трилогии главная героиня – Элизабет Суонн, это ее история, ее и Уилла Тернера. Джек в каком-то смысле – персонаж второго плана, он оттеняет людей, которые его окружают». Дает им возможность проявить себя.
Не раздражает ли такой подход актера-авантюриста Деппа, вечно стремящегося сбежать из прямой узкой колеи? Ничуть: «Эта »тихая гавань« мне по душе, – говорит он. – Я знал людей вроде Хантера Томпсона, который всегда был собой. Он еще при этом был гением. Это классно – знать, что Джек не изменится. Как ни странно, это придает уверенности: у него есть глупая сторона, умная сторона и еще такая странноватая… рептильная».
Потому капитан Джек и остается всегда желанным гостем. Пусть, может, и не в хитросплетенных трилогиях, но уж в разовых миссиях точно – этакий ненадежный карибский Джеймс Бонд. И хотя съемки, изобилующие забавными трюками («Этого у нас навалом!»), изнуряют, снимать «Пиратов…» в радость. «У нас все те же операторы, гримеры, наша съемочная группа – как большая семья. Все очень тепло друг к другу относятся, – радуется Депп. – Ну да, есть большие эпизоды, есть сложные трюки, но в целом у меня чувство, что я… вернулся домой».