Пока в кинотеатрах идёт байопик о знаменитом эмо-рэпере Lil Peep, мы вспоминаем другие документальные фильмы о талантливых музыкантах.
Сиксто Родригес — человек-загадка, человек-легенда. В начале 70-х его песни были гимнами африканских борцов с апартеидом, а пластинки раскупали быстрее, чем альбомы Элвиса Пресли или The Rolling Stones, но на родине в Америке его никто не помнит. Ходили слухи, что на последнем концерте музыкант вышиб себе мозги, а кто-то утверждал, будто Родригес — выдуманная личность и удачная мистификация. Фильм Малика Бенджеллуля — не только попытка узнать судьбу культового артиста (если он вообще существовал), но и исследование феномена популярности и творчества. Его документальной работе удаётся нагнать интригу, которой позавидовал бы даже самый остросюжетный детектив: как следователь, собирая по крупицам образ забытого творца, режиссёр создаёт полумифический портрет из рассказов свидетелей и обычных меломанов. Создаёт, чтобы в конце соскоблить налет пафоса и раскрыть одну из самых трогательных историй искусства.
До триумфального «Джокера» и трёх частей «Мальчишника в Вегасе» Тодд Филлипс был режиссёром-документалистом. Его первая работа — бесстыдная лента о панке-копрофиле Джи Джи Аллине — впоследствии стала самым кассовым студенческим фильмом, но примечательна она не этим. Её центральный герой Джи Джи, которому ничего не стоит подраться с фанатами или раздеться на сцене, становится олицетворением безудержной панковской натуры и необходимого любому искусству протеста. Что забавно, даже здесь Филлипс проявляет себя как комедийный режиссёр: ставит интервьюируемых в неловкое положение и уморительно склеивает куски обыденной и концертной жизни Аллина.
Фильм Пеннебейкера, повествующий об английских гастролях Боба Дилана, по праву считается одной из лучших документальных работ о музыканте. 1965 год для исполнителя стал переходным: своему старому фолковому звучанию он предпочёл более попсовое, чем вызвал огромную негативную реакцию фанатов. «Не оглядывайся» — самое интимное кино о Дилане, потому что не стесняется показывать его неряшливым, нервным, запутавшимся. Подход Пеннебейкера стал революционным: он не только снял откровенный документальный фильм о звезде, но и использовал лучшие технологии записи и съёмки, которые позволяли фиксировать малейшие эмоции и едва слышные разговоры. Во всей этой непосредственности, запечатлённой режиссёром во время турне, и скрывается сам Дилан — человек, который просто хочет не оглядываться, войти в новый этап жизни, но слишком часто сталкивается с людским непониманием и нежеланием принять изменения.
До того как Джо Берлингер снял документальный сериал о Теде Банди и триллер с Заком Эфроном в роли маньяка для Netflix, совместно с Брюсом Синофски он поставил картину о знаменитой группе Metallica. Получился своеобразный фильм-терапия: после сложного творческого этапа команда вновь собирается и пытается наладить взаимоотношения. Это вообще фильм не столько о музыке, сколько о дружбе и поддержке — том, что, собственно, и делает группу группой, а не сбродом случайных музыкантов. Хотя и сцены репетиций, и процесс создания ныне культовых треков здесь тоже есть: правда, и они очень тесно сосуществуют с коллективными проблемами.
Как известно, Джим Джармуш большой фанат музыки. Особенно музыки его старого друга Игги Попа. Возможно, именно из-за тёплых отношений между двумя этими людьми документальный фильм кажется настолько душевным. С одной стороны, довольно заурядная работа с говорящими головами. С другой — откровенная беседа товарищей, из которой можно узнать самые безумные факты биографии The Stooges. Ну и куда же без любимой истории аутсайдеров: Джармуш создаёт портрет великой группы, которую никто не воспринимал всерьёз, и сразу же выдаёт миллион аргументов быть без ума от Игги и его музыки.
Трагичный и неоднозначный фильм об Эми Уайнхаус, исполнительнице R&B со скандальной биографией, которая ушла из жизни в 27 лет. «Эми» — не только история о жизни и смерти талантливого человека, но и картина, обличающая всю индустрию. Режиссёр Азиф Кападиа довольно бескомпромиссно срывает покровы с истории Эми и находит причины как в равнодушии близких, так и в недостатках общественного устройства. Пожалуй, настолько по-хорошему резкого тона документалистам часто как раз и не хватает.