Лето – пора пляжного отдыха и отпусков, однако не все проходит радужно. Об этом говорит история хоррора – нередко кошмарные события разворачиваются в знойные дни, когда летние лагеря и пляжи готовы принимать отдыхающих. Вспомним самые жаркие и самые жуткие из них.
Хоррор-культура горазда на экзотические сюрпризы, и некоторые из них поджидают в преддверии тепла и солнца, когда кельты приносят кровавые жертвы на удаленном шотландском островке. «Плетеный человек» – остроумный хоррор от Робина Харди, исследующий границы религиозного фанатизма. Здесь есть многие атрибуты тепла: солнечные боги и урожай, ритуальные танцы под фолк-музыку и главный символ фильма – деревянное чучело, которое предано языческому сожжению.
Детектива, расследующего пропажу девочки, ждет тернистый путь в деревню обезумевших фанатиков, а сам фильм пройдет сложный этап от редкой жанровой экзотики до бесспорного хита 70-х, во многом перерожденного благодаря успеху «Солнцестояния».
У многих летних ужастиков есть узнаваемый старт: фургон, полный молодых людей, рассекает по Штатам и заезжает в какую-нибудь глубинку. Что происходит дальше – дело ловких рук хоррормейкеров. Тай Уэст, воспевший в своем хорроре кустарную эстетику 70-х, этой ловкостью не обделен – его «Х» повествует о летних деньках, которые съемочная группа фильмов для взрослых проводит в отдаленной хижине.
Напоминая о славных ужастиках Тоуба Хупера («Техасской резне бензопилой» в частности), Тай Уэст создает знойный, горячий и неповторимый кошмар, где молодость сходится со старостью в свирепой битве. «Х» запомнят не только как современную классику хоррора, но и как самый жаркий фильм в ассортименте слэшеров.
Поездка в летний лагерь, купание в озере и молодежная атмосфера всегда вызывали приятные ассоциации, пока не появилась «Пятница 13-е». Пусть первая часть слэшера и не представила маньяка Джейсона Вурхиза во всей красе, фильм презентовал обратную сторону летних забав: вместо загара и веселья молодежная франшиза призывала к аккуратности в лесах, кустах, домиках.
Легкомысленные подростки умирали один за другим – оставалось только считать тела. Напряженный темп фильма убеждал, что некоторые лагеря лучше не открывать, а вожатых желательно оставить дома. «Пятница 13-е» – неоспоримая классика летнего хоррора, где в идиллию праздника жизни вонзается лезвие.
Одна поездка вглубь техасской деревушки стала легендой мирового кино. Летняя обстановка здесь превращается в готику неприветливого юга: с каннибалами, человеческими останками и безумным каскадом насилия, в который попала группа молодых путешественников. «Техасская резня бензопилой» 1974 года дает почти обонятельное ощущение ужаса – ветхих костей, законсервированных органов и холодильных комнат, незабываемого и удушливого лета, которое несет с собой смерть и заведенную бензопилу.
С лентой Тоуба Хупера кошмар, испытываемый героями, проживаешь буквально физически: с кадра натурально сочится пот, сцену заливает закатное зарево, а мифология американского юга раскрывается с новой, куда более опасной стороны. Пусть такое лето кончится, да побыстрее.
Фильм Стивена Спилберга о схватке с белой акулой оказался не только техническим триумфом – «Челюсти» действительно изменили облик лета 1975 года, открыв потаенные страхи людей. Пока фильм показывал людные пляжи и акулий террор, в Калифорнии отдыхающие все чаще отказывались от водных процедур, вспоминая экранное действо и гигантского хищника.
«Челюсти» – бомба прямиком из бессознательного, пережитый опыт самого страшного лета, где за комфортным курортом и туристическим сервисом есть риск не разглядеть плавник, который послужит последним предупреждением.
Этот молодежный хоррор многие видели не один раз. Группа друзей попадает в страшную аварию и, пытаясь скрыть улики, сбрасывает тело рыбака в море. Спустя год они возвращаются в городок, одновременно всплывают и тайны о прошлом лете, которые подростки пытались похоронить. Окончание школы, вечера на берегу моря и атмосфера летней беззаботности – главные атрибуты этого тревожного слэшера, который переворачивает пляжную атмосферу беспечности вверх дном. Вместе с этим летом открылась пора новых молодежных слэшеров 90-х.