Основанная на реальных событиях драма с угоном самолета, в которой создателей куда больше волнуют чувства двух молодых героев друг к другу, чем мотивы, стрельба и приговор
1983 год, советское Закавказье. Группа молодых людей, детей чиновников, творческих деятелей и привилегированных врачей, живет в Тбилиси жизнью, которая многим их сверстникам недоступна: они обмениваются пластинками зарубежных исполнителей, курят американские сигареты и пьют виски, грезя о жизни на Западе. Последнее постепенно завладевает умами приятелей, услышав об успешном опыте угона самолета, наиболее решительные из шестерки начинают планировать захват воздушного судна и перелет в сопредельную Турцию. Прикрытием операции становится свадьба молодых Ники и Анны, мечтающих о свободе вне родительского дома и советских ограничений, именно с вещами молодоженов на самолет должны быть доставлены оружие и взрывчатка. Увы, план побега сразу рушится, но обратного пути нет – вот только влюбленные вместо обретения желанной свободы становятся заложниками ситуации и пролившейся крови.
Захваты и угоны самолетов – не самая располагающая к долгим разговорам тема, особенно если события развивались трагически и сопровождались жертвами среди пассажиров и экипажей. Казалось бы, здесь все просто, террорист – в любом случае злодей, который в лучшем случае похищает чужую собственность, нарушает законы, ставит под угрозу жизни людей, но ограничиваться одним лишь порицанием и осуждением подобных поступков нельзя, нужно разобраться в истоках самых мыслей о побеге. Тут-то и открываются порой удивительные вещи – далеко не все «воздушные террористы» оказываются отмороженными бандитами и маньяками, готовыми без раздумий пустить в ход оружие, иногда за захватом стоит драматическая история, в которой стороны не так однозначно разделены на правых и виноватых. Показательной с этой точки зрения, конечно, является трагедия семьи Овечкиных, но ничуть не менее любопытна и история, случившаяся в Грузии незадолго до перестройки. О ней-то и рассказывает Резо Гигинеишвили в новой картине «Заложники».
О разыгравшейся в тбилисском аэропорту в июне 1983 года драме написано много, при желании зрители могут ознакомиться с деталями трагедии, выяснить для себя подробности, оценить действия злоумышленников, экипажа, милиции и внутренних войск. Поэтому не станем обращать внимание на определенные компромиссы и сглаживание углов, допущенные авторами, в конце концов это творческий взгляд на трагедию, а сама перестрелка в салоне и ночной штурм явно беспокоили создателей картины в последнюю очередь. Этим же готовы объяснить некоторый сумбур в кадре, который начинается, как только персонажи заходят на борт – с этого момента история движется по нисходящей…
…А вот то, что предшествует угону, с одной стороны, в гораздо большей степени волнует режиссера, да и по-настоящему интересующемуся темой зрителю должно быть важнее, ведь с разделением СССР на отдельные государства грузинские захватчики рейса Тбилиси – Батуми стали едва ли не героями. И тут фильм сталкивается с серьезной проблемой – героизировать-то особенно некого, хотя и хочется. Потому-то и сделан в картине упор на отношения между Никой и Анной, совсем юными влюбленными, искусственно отделенными авторами от остальной группы. Да, Тинатин Далакишвили и Иракли Квирикадзе – безумно красивая пара, а их герои – не просто парочка, а люди, имеющие собственные, отличные от других чувства и эмоции, раскрытые через сцены с пистолетом, сигаретой или термометром. На это смотреть очень интересно, это хорошее кино, чувственное и правдивое.
Но есть у «Заложников» и другая сторона – отделяя Нику и Анну от остальных, авторы заведомо окрашивают других соучастников в мрачный черный цвет, даже наряжают актеров во что-то сурово-колючее и не дают ни малейшего шанса показать подлинную мотивацию той жестокости, что была проявлена в самолете. Да и несвобода, от которой бежали трагические герои тех давних событий, показана крайне противоречиво. Первая часть картины должна убедить зрителя в том, что персонажам, решившимся на отчаянные меры, действительно чего-то не хватало, но это получилось слабо, пришлось даже ближе к финалу подставлять конструкции костыли в виде монологов стариков и матерей на тему «Ну чего же вам не хватало? Все же было у вас, дураков»…
И все же создателей «Заложников» стоит похвалить. За удачную стилизацию, за трогательные детали, которые «школоте не понять», вроде трехлитровой банки разливного пива, за аэропортовские «рафики», за музыку и необыкновенно живую камеру Владислава Опельянца, умудряющуюся забираться в самый эпицентр зажигательного кавказского танца. Но прежде всего за красивую историю любви, в которой два главных героя оказались заложниками чужих амбиций и жестоких обстоятельств, но остались верными друг другу в ущерб столь желанной свободе.
С 21 сентября в кино.