Американскую актрису Лин Шэй сегодня называют «крестной матерью хоррора». За тридцать с лишним лет она превратилась в рок-звезду фильмов ужасов, начав с простой роли школьной учительницы и взобравшись на пьедестал жанровой иконы, как Джейми Ли Кертис и Барбара Стил. Эксцентричная актриса играет роли безумных старушек, легко уживается с маньяками и использует экстрасенсорные способности для борьбы со злыми силами. К 79-летию вспомнили самые эмблематичные роли Лин Шэй — фильмы, которые щекотали нервы и заставляли смеяться.
Боевое крещение в хорроре Лин Шэй прошла у Уэса Крэйвена. 40-летняя актриса исполнила роль школьной учительницы, ведущей разговоры о творчестве Уильяма Шекспира. Ясное дело, что молодая Хэзер Лэнгенкэмп — девушка, борющаяся с маньяком Фредди Крюгером, — стала фактически новой «королевой крика» и затмила скромную роль Лин Шэй. Однако за этим малопримечательным образом обнаружился настоящий талант: ее эксцентризм и легкая сумасбродность возымели спрос у хоррормейкеров — в том числе у самого Крэйвена, который через десять лет вернул её в метаслэшер «Новый кошмар» — седьмой фильм о сновидческом убийце. Роль обычной учительницы по литературе сменилась ироничным образом медсестры, закольцевавшим её дебют в жанре. В каком-то смысле и сам Крэйвен, настоящий король ужасов, стал по отношению к актрисе кем-то вроде духовного проводника в мир хорроров.
Временами Лин Шэй становится еще и королевой эпизода. Например, одно из ярких (пусть и коротких) появлений актрисы приходится на «Зубастиков» — культовый хоррор родом из 80-х, где жуткие инопланетные монстры атакуют сельчан из Канзаса. Шэй здесь почти неузнаваема в образе чрезмерно нарядной секретарши по имени Салли. Появление чудаковатой актрисы придает истории правильные юмористические обертона и убеждает, что ей действительно нравится участвовать в страшно-смешных фильмах (не будем забывать, что Шэй засветилась также в сиквеле «Зубастиков») — как 35 лет назад, так и сейчас.
Незабываемая роль Лин Шэй в «Тупике» — законный претендент на главный актерский бенефис в карьере. Лента Жан-Батиста Андреа и Фабриса Канепа — экзотический гибрид тревожного хоррора и черной комедии, в котором показана поездка по безлюдному шоссе. В течение короткого времени члены семейства начинают умирать один за другим — то ли от действий маньяка, то ли от неких мистических сил. Лин Шэй сыграла роль супруги и матери — если первые полчаса зритель прикован к атмосфере ночной таинственности, то последующий час он с интересом смотрит на перформанс Шэй — на то, как у героини плавно ум начинает заходить за разум. Шэй несет сплошную белиберду и попутно разрушает фамильные узы, сдабривая антураж ленты спектральными чувствами — смехом и отвращением. С таким магнетизмом Шэй вполне вписалась бы в галерею линчевских чудаков из «Твин Пикса».
Общаться на «ты» с жуткой фауной американского хоррора для Шэй вполне дежурная работа. В пародийном ужасе «2001 маньяк» актриса вписалась в аляповатый пантеон убийц — злых южан из XIX века, которые помнят о Конфедерации и тамошних патриархальных нормах. Шэй выступила в роли приветливой бабушки Бун: с виду миловидная и добрая старушка уговаривает заезжих подростков остаться в городке, чтобы затем их предали жестоким убийствам. Беззастенчивый и стебный хоррор собирает как жанровые, так и исторические штампы — в общем, удачно вписывается в насыщенную фильмографию Шэй. Не менее интересно, что актриса выступила в тандеме с Робертом Инглундом — еще одним ветераном хоррора, с которым они вместе стартовали на съемочной площадке первого «Кошмара на улице Вязов». Действительно, как говорится, одна семья.
«Крестная мать хоррора» не стесняется радикальных выходов за грани приличия — хорошим тому доказательством служит «Чиллерама», стилизованная под грайндхаус-хорроры 70-х для автомобильных кинотеатров. Это набор скабрезных, издевательских и совершенно беспредельных новелл: там есть место и монстру-сперматозоиду, и волкам-гомосексуалам, и еврейскому чудовищу Франкенштейна. Но главное — две из четырех новелл обрамлены искрометными образами Лин Шэй, в одной из которых она играет бездомную, а в другой — забавную медсестру. Присутствие именитой актрисы служит приятным рекомендательным письмом для фильма. А то и более — кто-то ведь должен «окрестить» это эксплуатационное шоу. И нет для жанрового обряда лучшего варианта, чем пригласить легендарную Шэй.
Хоррор Джеймса Вана подарил нам самую узнаваемую роль пожилой актрисы и вписал Шэй в большой кинематограф — теперь как полноправную героиню первого плана. «Астрал» — занимательная и очень качественная «нервотрепка», где Шэй сыграла экстрасенса Элис, приглашенную в дом семьи, чтобы разобраться с паранормальной активностью. Возрастная актриса примагничивает аудиторию мягким тембром, непредсказуемым поведением и сокрушительным взглядом. Немалая доля напряжения в «Астрале» — ее заслуга. Впрочем, как и удачные юмористические паузы, придающие этому хоррору гибкости в интонациях. Шэй справедливо считается незаменимым символом фильма — совсем не удивительно, что после премьеры «Астрала» актриса обзавелась армией фанатов, а у каждого второго вдруг вспыхивала мысль: «А кто же эта причудливая старушка на экране?»
Странные, загадочные или попросту сумасшедшие бабули — такой образ Лин Шэй обязательно сулит зрительский интерес. Пока актрису стабильно приглашают в коммерческие хорроры («Уиджи: Доска дьявола», «Проклятье»), она не сторонится смелых авторских поделок и с азартом снимается в трэше. «Мегапаук» — подарок для поклонника третьесортных ужасов и настоящий вызов для эстетов. Истребитель насекомых вступает в схватку с огромным пауком, пытающимся уничтожить Лос-Анджелес, а Лин Шэй, в свою очередь, получает свои яркие минуты славы, играя одну из клиенток главного героя. У актрисы действительно обильная фильмография и эпизодических ролей в ужастиках видимо-невидимо, однако есть резон уделить внимание наиболее сумасбродным и эксцентричным.
Перебирать ленты в фильмографии, которая давно перешагнула за сотню названий, — дело неблагодарное: выбрать лучшие практически невозможно. Завершим анамнез кошмара в крови Лин Шэй появлением актрисы в видеоигре The Quarry. Студия Supermassive Games славится интерактивным кино и тягой к известным актерам: в «Карьере» наряду с Лин можно увидеть и других ветеранов хоррора: Дэвида Аркетта, Теда Рэйми и Лэнса Хенриксена. Актриса восполняет пробел: так и не сыграв ни в одной из частей «Техасской резни бензопилой», она предстает перед геймерами в образе непоколебимого матриарха семейства реднеков, пугающих детишек и вожатых из лагеря.