«Криминальному чтиву» — одному из важнейших американских фильмов 90-х — исполняется 30 лет. История успеха второй картины Квентина Тарантино полна недоразумений, комичности и превозмогания. А также известна практически всем фанатам режиссера. Собрали восемь не самых известных фактов о «Криминальном чтиве».
Хронологический порядок
Нарративная структура фильма нелинейна, однако ее легко можно разделить на семь отдельных частей: пролог, эпилог, две прелюдии и три основных сегмента. Подход Тарантино к делению сюжета на главы и последующему перемешиванию их в угоду драматическому эффекту отсылает к Новой французской волне и фильмам Жан-Люка Годара. У дотошного зрителя, привыкшего к строго упорядоченному течению времени, получится перетасовать эти элементы для создания хронологически верного повествования. Например, прелюдия, относящаяся к сегменту «Золотые часы», идет первой, затем начинается эпизод под названием «Винсент и Джулс» и так далее. А для ленивых есть большая и понятная инфографика.
Кожа и хлыст для британских автолюбителей
Одним из самых загадочных и пугающих персонажей «Криминального чтива» является Гимп (Стивен Хибберт) — с ног до головы одетый в кожу немой раб садистов Зеда (Питер Грин) и Мэйнард (Дуэйн Уайтакер), обитающий в подвале последнего. Его история долгое время осталась тайной, пока Квентин Тарантино в одном из интервью не раскрыл происхождение Гимпа. Безумцем с BDSM-костюме оказался бродяга, которого Зед и Мейнард подобрали за семь лет до событий «Криминального чтива». Такая предыстория делает персонажа Хибберта еще более зловещим.
Что, впрочем, не помешало создателям Top Gear, популярной британской передачи, посвященной автомобилям, вдохновиться Гимпом во время разработки шоу. Авторы искали профессионального водителя для съемок, но «гонщика с мозгами» найти оказалось сложно. Тогда Джереми Кларксон предложил сделать персонажа анонимным молчуном в закрытом шлеме, точно как Гимпа из «Криминального чтива». Смельчака даже планировали назвать точно так же, и продюсер Энди Уилман обращался к гонщикам с предложением: «Хотите стать этим секретным водителем для Top Gear? Кстати, звать вас будут Гимп…» Услышав последнюю часть, кандидаты сразу слали шутников на три буквы, поэтому Уилман и Кларксон оперативно переименовали персонажа в Стига.
Другая Миа
В Интернете довольно давно гуляет список потенциальных актеров, который составил Тарантино в процессе подготовки к «Криминальному чтиву». И в нем нет Умы Турман. Во время поиска исполнительницы роли Мии Уоллес режиссер проводил интервью с Изабеллой Росселлини, Мег Райан, Дэрил Ханной и Мишель Пфайффер, причем на последнюю Тарантино возлагал большие надежды. В итоге претенденток осталось двое: Ума Турман и Дженнифер Энистон. Когда Тарантино предложил роль Турман, она поначалу отказалась. Агент актрисы не рекомендовала работать с пусть и талантливым, но ноунеймом. А режиссер настолько хотел видеть ее в проекте, что позвонил лично и прочитал по телефону диалог между Мией и Винсентом (Джон Траволта) во время сцены в ресторане. Турман вежливо выслушала Тарантино и дала свое согласие.
Кто такая Анджела Джонс?
А вот на роль Эсмеральды Виллалобос, загадочной таксистки, в машину которой запрыгивает Бутч после судьбоносного убийства на ринге, Тарантино не искал никого. Он написал ее специально для Анджелы Джонс. Юную актрису режиссер заметил в короткометражном фильме 1991 года под названием Curdled, где она играла уборщицу, занимающуюся очисткой мест преступлений после убийств. Эта роль настолько вдохновила Тарантино, что он создал Эсмеральду — персонажа, очарованного смертью. Вспомните только ее жутковатый вопрос Бутчу: «Каково это — убить человека?»
Влияние Амстердама
Заработав на прокате «Бешеных псов», Тарантино устроил себе небольшой евротур: режиссер на три месяца отправился в столицу Нидерландов. Именно там, среди каналов, в аромате тюльпанов и родился сценарий «Криминального чтива». Тарантино рассказывал, что накупил кучу блокнотов, в одном из которых он и планировал расписывать сцены. Впрочем, автор так увлекся, что одним дело не кончилось. Неудивительно, что влияние города можно почувствовать и в самом фильме: сцена, где только что вернувшийся из Амстердама Винсент (Джон Траволта) и Джулс (Сэмюэл Л. Джексон) едут на очередное дело и обсуждают различия между McDonald’s и Burger King в США и Европе, явно отсылает к наблюдениям самого Тарантино.
Режиссер Роберт Родригес
Когда Квентин Тарантино снимался в роли нервного любителя хорошего кофе Джимми в эпизоде «Ситуация с Бонни», за камерой он стоять не мог. Поэтому режиссером этой сцены стал друг Тарантино Роберт Родригес. Именно этот момент положил начало их творческому сотрудничеству, которое привело к созданию нескольких культовых проектов, включая «От заката до рассвета» и «Грайндхаус».
Опасный саундтрек
Одним из ключевых элементов «Криминального чтива» остается культовый саундтрек — смесь рок-н-ролла, поп-музыки и серф-рока 60-х. Однако далеко не все треки, которые Тарантино хотел использовать, оказались доступными. Например, сцена, где Бутч (Брюс Уиллис) возвращается в ломбард с самурайским мечом, сопровождается композицией Comanche группы The Revels, но изначально режиссер для этой сцены просил у группы The Knack предоставить права на песню My Sharona. Одновременно с Miramax на песню претендовали представители Universal — хотели использовать трек в фильме «Реальность кусается» с Вайноной Райдер. Гитарист The Knack Бертон Аверре потом вспомнит, чем мотивировал выбор в пользу Universal: «Мы колебались между крутой комедией с Вайноной Райдер и сценой изнасилования в «Криминальном чтиве». Ну очень сложный выбор».
Проигравшие студии
Со сценарием «Криминального чтива» Тарантино обошел несколько студий. Первой была TriStar, которая приобрела его еще до того, как проект перешел к Miramax. Однако когда глава студии Майк Медавой прочитал финальный вариант сценария, то был крайне недоволен. Его отзыв на «Чтиво» можно свести к трем цитатам: «Слишком безумно», «Что происходит? Кто-то умер, а потом снова ожил», «Худшее, что когда-либо было написано».
TriStar отправила сценарий на доработку, а потом вообще не захотела продолжать сотрудничество с режиссером. Большинство других студий также отказались от проекта, пока за него не взялась Miramax. Эта студия не только приняла сценарий без существенных изменений, но и сыграла ключевую роль в превращении «Криминального чтива» в один из самых знаковых фильмов 90-х.
Не понятно? А вся американская публика ржет как ненормальные.
Белые НИКОГДА не ходят в Бургер Кинг. Это заведение только для негров.
Вот отрывок из него:
Vincent : And you know what they call a... a... a Quarter Pounder with Cheese in Paris?
Jules : They don't call it a Quarter Pounder with cheese?
Vincent : No man, they got the metric system. They wouldn't kno...w what the fuck a Quarter Pounder is.
Jules : Then what do they call it?
Vincent : They call it a Royale with cheese.
Jules : A Royale with cheese. What do they call a Big Mac?
Vincent : Well, a Big Mac's a Big Mac, but they call it le Big-Mac.
Jules : Le Big-Mac. Ha ha ha ha. What do they call a Whopper?
Vincent : I dunno, I didn't go into Burger King.
Французы, в качестве определённого артикля употребляют 'le' - отсюда 'le Big-Mac'. Голландцы, возможно, сказали бы 'de Big Mac' (хотя настаивать не буду - в силу незнания голландского)...