
Слабенький хоррор, недостойный не только имени Александра Ажа, но и, честно говоря, вообще выпуска на широкие экраны
Слабенький хоррор, недостойный не только имени Александра Ажа, но и, честно говоря, вообще выпуска на широкие экраны.
В разгар волнений в Каире рядом со всем известными пирамидами находят еще одну, до сего момента погребенную под толщей песка. Раскопками занимаются американские археологи – отец и дочь, все их перемещения фиксирует группа документалистов. Но, когда вход в пирамиду уже откопан, приходит приказ «сворачивать лавочку» – беспорядки в Каире угрожают безопасности экспедиции. Но просто так бросить все и уехать, не заглянув внутрь пирамиды, исследователи не могут. К сожалению для них…
На этапе анонса «Пирамида» казалась крайне любопытным проектом – нам обещали хоррор в стилистике «найденных пленок», но с уклоном в древнеегипетскую мифологию, а Александр Ажа в качестве одного из продюсеров автоматом добавлял еще не снятой картине сто очков в карму. Ну что ж, все мы иногда ошибаемся.
Во-первых, «Пирамида» производит такое впечатление, будто бы авторы планировали ужастик в стилистике «найденных пленок», но по ходу съемок, когда стало ясно, что в таком виде проект не складывается, передумали. В принципе, ничего страшного – раз авторы не хотят надевать на себя кандалы технических ограничений, значит, планируют что-то эффектное. Но получается странная ситуация: с одной стороны, персонажи настойчиво обвешиваются камерами в те моменты, когда нутро подсказывает плюнуть на все и бежать, сломя ноги, а с другой – количество планов «снаружи» (которые не мог снять никто из группы исследователей) превышает все разумные пределы. В итоге и эффекта присутствия, который обеспечивает стилистика found footage, не получается, и страдает общая логика повествования – зачем так держаться за камеры, если вас снимает невидимая группа?
Впрочем, с логикой у «Пирамиды» нелады во многом – путешествие по катакомбам пирамиды стартует как нелепое, а заканчивается как невменяемое. И это распространяется от каких-то общих вещей (поступки героев временами поразительно неадекватны) до мелочей. Гигантский монстр то топает так, что сотрясаются стены, то незаметно подкрадывается («бу»-моменты здесь самого низкого пошиба), а героиня, карабкаясь от чудовища наверх по веревочной лестнице, то и дело останавливается, чтобы поторопить того, кто поднимается за ней. Так и хочется крикнуть в экран: «Ну если ты не будешь тормозить, ему будет куда двигаться!»
Бюджет «Пирамиды» держится в тайне, но выглядит картина совсем недорого – никаких древних лабиринтов и величественных внутренних покоев не ждите, на экране несколько однообразных квадратных комнат с запыленными статуями и узкие переходы между ними. В начале фильма говорится, что предполагаемая глубина пирамиды достигает 180 метров, но до нижнего этажа герои добираются поразительно быстро. А еще фильм очень темный. Помните «Спуск» Нила Маршалла? Так вот он по сравнению с «Пирамидой» снят в яркий полдень. Разумеется, большую часть времени действие на экране вполне разборчиво (с монстром есть несколько весьма неплохих кадров), но нередки сцены, в которых вообще непонятно, что происходит.
Впрочем, главная проблема «Пирамиды» в том, что авторы не смогли «раскрутить» потенциально очень интересную тему. Древние существа, охраняющие пустынные коридоры, легенды и мифы о загробной жизни, смертельно опасная инфекция, разлагающая плоть буквально на глазах, – все это в картине есть, но разрозненно, «вразброс», а персонажей даже схематичными функциями не назвать, это просто пять случайных людей, отличающихся только половыми признаками. И тем, что двое из них периодически устраивают лекции по истории в духе «Даши-путешественницы»