Для просмотра в сонливый осенний сезон — лучшие триллеры с атмосферой викторианской Англии, мистическими явлениями и неразрешимыми загадками.
«Газовый свет» с Ингрид Бергман и Шарлем Буайе — образцовый триллер в фактуре викторианской Англии. Ночные улицы, освещенные газовыми фонарями и опоясанные туманом, таинственный особняк и многослойная детективная интрига — главное в этой тонкой, глубоко психологичной ленте. Картина Джорджа Кьюкора и ввела в оборот популярный термин «газлайтинг»: по сюжету очаровательный супруг Грегори (Шарль Буайе) намеренно сводит с ума красавицу-жену (Ингрид Бергман) и пытается пошатнуть её уверенность в восприятии реальности.
Режиссер Билли Уайлдер прослыл настоящим титаном времен классического Голливуда. В 1970 году именно он предложил миру весьма оригинальную историю о Шерлоке Холмсе — с ощутимыми авторскими штрихами, колоритом и чувством юмора. Здесь по-новому, с пародийным задором обыграна жизнь викторианской Англии, равно как и образ Шерлока Холмса в исполнении Роберта Стивенса — авторы не отказались от легкой издевки над популярным детективом. Магнетизм эпохи задан в том числе присутствием королевы Виктории, сыгранной Молли Морин: её поручения выполняет известный всем Майкрофт Холмс — спец по вопросам национальной безопасности и брат великого детектива по совместительству.
Графический роман Алана Мура превратился в эталонный викторианский детектив. Инспектор полиции Фред Эбберлайн (Джонни Депп) занят сенсационным делом — убийствами в Уайтчепеле, руку к которым приложил Джек Потрошитель. «Из ада» изысканно воссоздает фактуру Лондона 1888 года: нищету преступного района, атмосферу абсентовых галлюцинаций и совершенно инфернальную энергетику. Кажется, именно этот во многом весьма недооцененный кинокомикс смог проникнуть в самую гущу тьмы Туманного Альбиона, пытаясь пролить свет на тайну шокирующих убийств.
Кто бы сомневался, что самый впечатляющий фильм об иллюзионистах снят Кристофером Ноланом. Соперничество двух гениев, Альфреда Бордена (Кристиан Бейл) и Роберта Энжиера (Хью Джекман), представлено на фоне бурно развивающегося Лондона последних десятилетий XIX века. Индустриальный прогресс в «Престиже» лишь способствует изобретательности артистов — современных магов, которые умеют держать публику в оцепенении. Этой ловкостью рук и гибкостью ума не обделен и британец Кристофер Нолан — постановщик, на чьих фильмах зрители с удовольствием готовы обманываться ради катарсического эффекта.
Дэвид Линч открывает темный лик викторианской Англии — неприличных фрик-шоу и невежественной публики. Главный герой фильма — Меррик (Джон Херт), несчастный мужчина с нейрофиброматозом, обречен на непонимание, эксплуатацию и публичное унижение. Эта история о человеке с неприглядным лицом, но чутким сердцем рассказана в монохромной фактуре Лондона — чуждого, неприветливого и словно покрытого черной сажей. Все исторические элементы здесь подчинены тонкому чутью и видению Линча, в чьей карьере «Человек-слон» — один из самых трогательных, человеческих и понятных фильмов.
Голливуд прошлого не уставал от адаптаций готической повести Роберта Льюиса Стивенсона о двойственности человеческой природы и непрерывной борьбе добра со злом. Лента Виктора Флеминга очаровывает пьянящей атмосферой ночного Лондона, а также титульными ролями Спенсера Трэйси и Ингрид Бергман. Цимес этой версии (вспомним, что «Джекилла и Хайда» экранизировали множество раз, а в 1931 году вышла наиболее известная адаптация от Paramount) в том, что ощущение таинственности и загадочности здесь достигается реальными, живыми средствами. Например, Трэйси по минимуму использовал грим, добиваясь демонического эффекта через актерскую пластику.
В «Ребенке Розмари» Роман Полански зарекомендовал себя как первоклассный мистик — в «Девятых вратах» же он этот статус лишь подкрепил. Наемный книготорговец Дин Корсо (Джонни Депп) посвящает себя проверке подлинности текста, но попадает в круговорот таинственных убийств и сектантских ритуалов. Несмотря на определенную заурядность, «Девятые врата» весьма искусны в кульминационных моментах — этому способствует мистический климат и погружение зрителя в основы демонологии.