Умеренно смешная французская трагикомедия о недотепистом директоре театра, который пытается спасти премьеру от срыва
В парижском театре остался один день до премьеры, но спектакль может не состояться. Рабочие сцены бастуют, потому что им не платят зарплату. Исполнитель, который изображал обезьяну, выпал из клетки и повредил ногу. Заместитель директора (Одри Тоту) хочет провести вечер с сыном, а не с коллегами, решая их проблемы. Наконец, знаменитый актер, играющий главную роль, вспылил и ушел из театра. Исправить положение может лишь директор театра, но Луиджи (Эдуар Баэр) слишком безалаберен, чтобы взяться за дело с чувством и толком. Тем не менее он отправляется в ночное путешествие по городу, прихватив с собой девушку-интерна Фаизу (Сабрина Уазани).
Новая режиссерская работа известного французского комика Эдуара Баэра напоминает буриданова осла. «Ночь в Париже» не может выбрать между двумя очень разными жанрами – фарсовой комедией, в которой незначительное событие запускает снежный ком все более абсурдных ситуаций, и психологической трагикомедией, в которой обстоятельства заставляют «большого ребенка» признать, что он больше не может жить, полагаясь на авось и не задумываясь о последствиях своих поступков. Жаль, потому что если бы «Ночь» остановилась на одном из этих жанров и развивалась в соответствии с его правилами, могло бы выйти удачное кино.
В самом деле, ночной Париж – отличное, колоритнейшее место для всевозможных безумств. Герои фильма могли бы натворить уморительных дел, если бы с фарсовым драйвом занялись поисками дрессированной обезьяны, вымаливанием денег у спонсоров и убеждением коллег явиться на премьеру. Но, хотя в фильме есть сцены на эти темы, они куда менее смешны, чем могли бы быть, поскольку картина не позволяет им достичь абсурдно-комичного крещендо. При этом лишь немногие из наличествующих в картине приколов вызывают смех, а не кривую усмешку или просто недоумение («Неужели кто-то решил, что это смешно?!»).
C другой стороны, попытки картины рассказать о кризисе «большого ребенка» тоже останавливаются на полпути. Кажется, Баэр слишком влюблен в своего персонажа, чтобы честно признать, что Луиджи с его самовлюбленным ребячеством и патологической лживостью неправильно поступает, а не «проявляет артистическую эксцентричность». Так что фильм не загоняет героя в тупик, из которого Луиджи сможет выбраться лишь через духовное перерождение, а всякий раз предоставляет мужчине путь к отступлению, которым тот пользуется. Даже неубедительная концовка сводится к «Что бы ни случилось, все образуется», хотя Луиджи совершает не только аморальные, но и откровенно опасные поступки, которые приводят к серьезным последствиям.
Кстати, о неубедительности. В ночном путешествии Луиджи сопровождает интерн, но почему Фаиза поддается на обаяние босса и идет у него на поводу? Из фильма ясно, что это уверенная в себе и строящая далеко идущие планы молодая девушка, а не «преддверный коврик», о который каждый может вытереть ноги. Фаиза даже толком не связана с театром (она рассчитывает на бизнес-карьеру и работает в буфете, потому что стажируется в корпорации, которой принадлежит театр), так что нельзя сказать, что она чтит Луиджи как знаменитого импресарио. И о тайной влюбленности тут речи нет, поскольку у Фаизы есть муж и маленький ребенок. Можно поверить, что ответственная женщина проведет с боссом ночь в городе, хотя дома ее ждет семья, но невозможно поверить, что она будет совершать преступления и потакать каждому капризу.
В общем, потенциал у этой истории был, но в картине он до конца не раскрыт, и обаятельные звезды во главе с Баэром и Тоту лишь удерживают фильм на плаву, а не поднимают его на художественную или развлекательную высоту. Посмотреть «Ночь в Париже» можно, особенно если вы обожаете французское кино на стыке комедии и драмы, но приготовьтесь к тому, что лента заметно хуже, чем можно предположить по ее бойким трейлерам.
С 9 марта в кино.