
Долгожданный сиквел «Города грехов» визуально на голову выше, а сюжетно – на голову ниже первой картины
Долгожданный сиквел «Города грехов» визуально на голову выше, а сюжетно – на голову ниже первой картины
Очнувшись на шоссе в окружении трупов, громила Марв (Микки Рурк) старается вспомнить, что случилось прошлой ночью. Молодой картежник Джонни (Джозеф Гордон-Левитт) пытается обыграть в покер самого влиятельного городского бандита, сенатора Рорка (Пауэрс Бут). В жизнь частного сыщика Дуайта (Джош Бролин) возвращается его бывшая возлюбленная Эва (Ева Грин), ныне жена состоятельного бизнесмена. Наконец, стриптизерша Нэнси (Джессика Альба) готовится отомстить сенатору Рорку за гибель детектива Хартигана (Брюс Уиллис), который является ей во сне и наяву.
Неонуарная антология «Город грехов» была одним из ярчайших фильмов 2005 года. Известные актеры, колоритные персонажи и динамичная режиссура Роберта Родригеса сделали бы его популярным, даже если бы у него больше ничего не было за душой. Но у «Города грехов» был козырной туз – уникальный визуальный стиль, принесший картине технический Гран-при Каннского фестиваля. Сняв всю картину на фоне «зеленого экрана», Родригес и его соавтор Фрэнк Миллер, знаменитый создатель комиксов, затем свободно манипулировали изображением, играя с контрастами света и тени, черного и белого, цветных и черно-белых деталей. «Город грехов» был художественным фильмом, но смотрелся он как артистичный комикс для взрослых – мрачный, захватывающий, жестокий и одновременно трэшевый и высокохудожественный.
Несмотря на его экспериментальность, «Город грехов» удачно прошел в прокате, но по различным, преимущественно юридическим причинам работа над сиквелом затянулась, и давно обещанный «Город грехов 2» выходит в прокат только сейчас. Стоило ли, затаив дыхание, почти десять лет ждать нового репортажа из Бэйсин-сити? Бесспорно, стоило – если для вас первый «Город» был в первую очередь неожиданным стилистическим экспериментом.
Сравнивая любые сцены двух картин, легко определить, какой из фильмов был первым, а какой – вторым. На фоне «Города грехов 2» лента 2005 года кажется пробой пера – визуально сиквел куда смелее, эффектнее, бескомпромисснее, изобретательнее… И комикснее. Родригес и Миллер подняли планку сразу на несколько делений. Особенно в экшен-сценах, которые обрели динамику и размах, не свойственные первому «Городу». Объяснить на пальцах, правда, это невозможно. «Город грехов 2» нужно увидеть, чтобы оценить, как далеко можно было уйти от художественных находок, запечатленных в предыдущей ленте.
Сюжет «Города грехов 2», с другой стороны, на каждом шагу заставляет кривить губы. Потому что вся изобретательность авторов, кажется, была потрачена на картинку. Открывающая фильм зарисовка о Марве, правда, довольно забавна (в чернушном смысле этого слова), а новелла о Дуайте и Эве, по крайней мере, расставляет галочки в традиционных нуарных графах (мучающийся прошлым детектив, многоликая femme fatale, кошмарного вида криминальный босс…), хотя и не предлагает ничего более занимательного, чем голое тело Евы Грин. Но две эти истории позаимствованы из комиксов Миллера, и у автора, очевидно, было время над ними подумать. Две же другие новеллы придуманы специально для фильма и потому сочинены на скорую руку, с минимумом вдохновения и остроумия.
Особенно раздражает новелла о Джонни, где явно должны были быть внезапные сюжетные повороты и хитроумные «планы внутри планов» в духе «Аферы». Вместо этого сюжет развивается настолько прямолинейно, насколько это возможно, и финал поражает не присутствием, а отсутствием хитроумия у героя, который вроде бы не один год готовился к схватке с Рорком. Право, за это время можно было придумать что-то умнее, чем план из трех пунктов со словом PROFIT в конце! Новелла о Нэнси, правда, еще более прямолинейна. Но она, в сущности, просто эпилог к первому фильму, и ее интригующие сюжетные ходы остались в 2005 году.
Самый же неприятный аспект картины – это ее «повторюшность». За 100 минут экранного времени герои три раза (!!!) берут штурмом поместья, в которых укрылись их враги. При этом в двух штурмах участвует Марв (кстати, блистательно сыгранный Микки Рурком). Да, три штурмовых сцены – не точные копии. Но разве нельзя было придумать что-то еще? Например, в одном фрагменте герои штурмуют поместье, в другом – небоскреб, а в третьем – подземелье… А можно было и вовсе обойтись без трех штурмов и изобрести что-то более оригинальное. А так, когда герои отправляются в третий поход, это вызывает нервный смех и полное разочарование.
С 21 августа в кино.