Незадолго до вручения статуэток «Оскар» Дэвида Хэмингсона, автора картины-лауреата «Оставленные», обвинили в плагиате. Сценарист Саймон Стефенсон уверен, что номинированная драма точь-в-точь повторяет его работу «Фриско» 11-летней давности. По итогам «Оскара» для «Оставленных» забрала статуэтку только Давайн Джой Рэндольф за лучшую женскую роль второго плана, а мы решили вспомнить другие громкие обвинения в плагиате.
Ф.В. Мурнау мечтал экранизировать историю вампира и не чурался запутанных юридических неувязок. В основу «Носферату» легла книга Брэма Стокера «Дракула»: когда произведение решили превратить в фильм, писателя уже не было в живых — права отошли его вдове. Есть много версий, по которым взаимодействия кинематографистов и правообладательницы не случилось: то ли сама вдова отказалась от денег, то ли с ней и вовсе никто не связывался, но позже она все-таки заключила договор со студией «Юниверсал».
Мурнау это не остановило — он решил изменить ключевые детали вроде места действия, имен главного героя и графа, а потом просто надеяться, что никто не заметит. В итоге из-за маленьких сборов «Носферату» разорил создавшую его компанию, а возможность на воскрешение добила вдова, от анонимного источника узнавшая о фильме. По решению суда было решено уничтожить все копии фильма на территории Германии — нам повезло, что одна все-таки уцелела в США.
Название фильма Джеймса Кэмерона о киборге-убийце уже стало нарицательным. История противостояния робота из 2029-го и женщины из 1984-го с Арнольдом Шварценеггером в главной роли оказала огромное влияние на жанры фантастики и боевика, несмотря на небольшой бюджет картины. Однако американский писатель Харлан Эллисон уверен, что идея «Терминатора» принадлежит ему.
На показе фильма фантаст усмотрел сходства с эпизодом своего сериала «Внешние пределы», в основу которого лег его же рассказ «Солдат из ветра». После этого Эллисон подал в суд на компанию Orion Pictures. Правда, писатель был известен не только благодаря рассказам, но и своей скандальностью. В итоге его имя все-таки включили в титры, но Джеймс Кэмерон высказался достаточно сдержанно из-за запрета на комментарии — режиссер назвал Эллисона «паразитом».
Из-за фильма «Аватар» Кэмерон одномоментно стал одним из самых кассовых режиссеров в истории и громким фигурантом сразу нескольких дел о плагиате. Первым обвинение вынес дизайнер спецэффектов Джеральд Моравски: он утверждал, что Кэмерон скопировал его идеи при создании фильма. Когда суд вынес решение в пользу режиссера, дизайнер пытался убедить его в коварстве Кэмерона, но безуспешно. Затем писатель Чжоу Шаомоу из Китая заявил свои права: по его мнению, «Аватар» и его книга «Легенда о синем вороне» имеют «80% общего материала», так что Чжоу решил претендовать на 8% от сборов. Правда, представители студии напомнили — сюжет был разработан до того, как вышла книга. И, наконец, чеченский фантаст Руслан Закриев утверждал, что в фильме Кэмерона есть сцены, идентичные его роману «Секретное оружие». Писатель был настолько уверен в своей правоте, что потребовал от студии один из трех заработанных миллиардов — безуспешно.
Мультфильмам тоже прилетает. В 2016 году на экраны вышел фильм «Зверополис» об отважной крольчихе, которая мечтает стать настоящей полицейской, но оказывается в центре заговора из-за хитрого лиса. Почти сразу после премьеры мультфильма на Disney подала в суд компания Esplanade Productions: ее представители утверждали, что идею с таким же названием дважды предлагал студии сценарист Гэри Л. Голдман несколько лет назад. Суд встал на сторону Disney из-за недостаточно обоснованного обвинения. Можно ли считать это еще одним несправедливым проигрышем маленького человека большой компании, непонятно.
Двукратный обладатель статуэтки «Оскар» Асгар Фархади был обвинен в плагиате: несколько коллег по цеху уличили кинематографиста в краже их идей. В материале New Yorker режиссер Мани Хагиги, продюсер Негар Эскандарфар и актрисы Таране Алидости и Голшифте Фарахани рассказали, что их наработки Фархади уже использовал без разрешения. Правда, 13 марта режиссер выиграл дело о плагиате сценария фильма «Герой» — обвинение выдвинула студентка Фархади. Эксперты Тегеранского университета пришли к выводу, что в основу сюжета все-таки легли новости, на базе которых сценарий может снять кто угодно. Однако эта победа не снимает с Фархади ответственности перед другими коллегами.
Вышедший в 1994 году культовый мультфильм знаком всем не только по оригинальной версии, но и по фотореалистичному ремейку 2019 года — тогда «Король лев» стал самым успешным анимационным фильмом в мире. Но вернемся в прошлый век, когда о нарушении авторских прав заявили создатели японского сериала 1965 года «Кимба — белый лев» (или, как адаптировали у нас, «Император джунглей»). Действие разворачивается в Африке, где альфа-самец Паха правит джунглями, а после его гибели королевство принимает во владение сын Кимба. «Король лев» похож не только сюжетом, но и именем главного львенка — от Кимбы до Симбы одна буква. Несмотря на очевидные сходства, представители студии Disney утверждают, что о японском сериале слышат впервые и историю разрабатывали с нуля.
Снова противостояние Японии и Голливуда. В 2012 году вышла первая часть тетралогии «Голодных игр»: по сюжету в постапокалиптическом мире двенадцатью бедными районами управляют тираны и ежегодно организовывают смертельный поединок между мужчинами и женщинами. В первой части Кэтнис Эвердин (Дженнифер Лоуренс) добровольно оказывается участницей игр и сражается за жизнь. В итоге создателей обвинили в плагиате сюжета японского фильма «Королевская битва»: по сюжету группа из 42 подростков вступает в схватку. Прошло 12 лет с момента обвинения, но авторы «Голодных игр» все еще остаются безучастными. Сьюзен Коллинз — писательница, чья книга легла в основу фильма, — рассказывала в интервью, что на сюжет ее вдохновили гладиаторские бои.