Вполне эффектный, пусть и немного недодуманный хоррор, выросший из популярной в Интернете короткометражки
Вполне эффектный, пусть и немного недодуманный хоррор, выросший из популярной в Интернете короткометражки.
Когда у матери-одиночки Софи (Мария Белло) начались проблемы с психикой, ее дочь Ребекка (Тереза Палмер) уехала из дома, оставив женщину с новым мужем Полом (Билли Берк). Но теперь Пол погиб при странных обстоятельствах, а их с Софи сын Мартин (Гэбриел Бейтман) от нервного истощения начинает засыпать на уроках. Ребекка забирает мальчика к себе, но в скором времени она поймет, что причины странного поведения их матери – не какое-то банальное сумасшествие…
История Дэвида Сэндберга во многом похожа на путь, который прошел Джеймс Ван. Последний обратил на себя внимание в 2003 году хоррор-короткометражкой «Пила», после чего получил контракт на расширение ее до полного метра, а спустя 12 лет создал «Форсаж 7», собравший 1,5 миллиарда в мировом прокате и занимающий шестую строчку в списке самых кассовых фильмов всех времен и народов. До «Форсажей» Сэндберг пока не дорос, но хоррор-короткометражку тоже создал и полный метр на ее основе выпустил – что характерно, под патронажем все того же Вана, который на позитивной волне от дебютного сотрудничества доверил ему еще и постановку другого своего «дочернего» проекта, хоррора «Проклятие Аннабель 2».
На момент написания этого текста на Rotten Tomatoes, главном онлайн-проекте, агрегирующем отзывы западных критиков, «И гаснет свет» удостоился редких 100 процентов «свежести» (то есть все отзывы о фильме положительные) – достижение, которое действительно впечатляет, но здесь есть подвох. Да, ругать этот фильм, в общем-то, не стоит, но и похвалы он заслуживает довольно сдержанной. Вот и получается, что фильм, единогласно одобренный всеми, на деле, скажем так, звезд с неба не хватает – это крепкий жанровый аттракцион, но он исключительно одноразовый, ни капли не оригинальный и, честно говоря, во многом недотянутый.
Те, кто видел оригинальную короткометражку (а видели ее многие, в свое время она быстро стала вирусной), наверняка помнят ее главную «фишку» – чудовище, которое передвигалось в полной тьме, а на свету исчезало. Любопытная идея, но испытание более подробным и разнообразным полным метром она выдерживает с трудом. Взаимоотношения монстра со светом вряд ли подчиняются каким-то единым законам, так что в какой-то момент на это просто машешь рукой – короче, появиться неведомая тварь может в любой момент в любом месте. Если что, ей помогут сами персонажи (включать свет в темных комнатах они почему-то не очень любят) или авторы, услужливо заставляющие лампочки мигать в самый неподходящий для героев момент (а в финале нам и вовсе намекают, что монстр может тупо вырубить электричество во всем доме).
Смутные правила игры в конечном итоге низводят фильм до парада хоррор-сцен с неожиданными выпрыгиваниями – по сути, многократного повторения исходной короткометражки «на бис». Поставлены эти эпизоды вполне умело, но практически все засвечены в трейлерах. Что же до обещанной «эмоциональной» составляющей (в картине сразу две линии, так или иначе посвященные материнскому инстинкту), то она реализована немного «в лоб» и большей частью играет на харизме своих ведущих актрис – издерганной неврозами Марии Белло и неприступной «снежной королевы со сложной судьбой» Терезы Палмер.
С другой стороны, не очень понятно, стоит ли вообще предъявлять претензии в поверхностности и непродуманности к обычному мейнстримному хоррору. В конце концов то же «Проклятие Аннабель», невзирая на всю свою тривиальность, хорошо заработало в прокате и в целом людям понравилось, а у Сэндберга кино вышло как минимум не хуже – нервы щекочет исправно, до откровенных глупостей не опускается, актерами глаз радует, да и надоесть толком не успевает. А еще в буквальном смысле обходится малой кровью, хотя российские цензоры это не оценили – если на Западе фильм выходит с возрастным рейтингом PG-13, у нас ему влепили жесткий 18+.
С 21 июля в кино.