
Еще один не самый выразительный фильм о тяжелых буднях изгоняющих дьявола.
Локализованное прокатчиками название «Ученик экзорциста» говорит само за себя: встретились как-то священник, его подмастерье и дьявол, чтобы разобраться, кто здесь изгоняющий, а кто изгнанник. Но, будто силясь разорвать традиционные оковы жанра, сюжет сразу же пытается отказаться от замкнутого пространства проклятого дома и пустить на экран немного воздуха: фильм Джастина П. Ланжа начинается с аккордов, близких по звучанию к роуд-муви. Бывалый наставник отец Питер (Гай Пирс) и выпускник семинарии отец Дэниэл (Вадир Дербес) отправляются на охоту за нечистью. Демоны совсем распоясались, и католическая церковь призвала рекрутера научить молодежь техникам экзорцизма и прочим премудростям ближнего боя, а уж одержимых вокруг больше некуда — только успевай доставать кресты.
Авансом подкупает возможность вновь увидеть Гая Пирса в деле: артист, сделавший себе имя ролью в «Помни» Нолана, в последнее время слишком редко участвует в сколь бы то ни было значимых проектах, а потому даже средний фильм с его участием вызывает проблески симпатии еще до просмотра. Роль священника не первый раз мелькает в фильмографии актера, пару лет назад ему довелось сыграть зловещего преподобного в «Преисподней» Мартина Кулховена — неспешном вестерне о грехах Дикого Запада. В «Ученике» его отец Питер похож скорее на Джона Константина из одноименного фильма и серии комиксов: травмирующие обстоятельства биографии (драматичное изгнание показано в прологе) заставляют его выйти на тропу войны и отправить восвояси всех тварей, что крадутся в мир земной через мостики человеческих душ. С крестом он управляется так же ладно, как и бывалые ковбои с револьвером, а дьявольский смрад чует за версту: так проходят его бесконечные гастроли по стране в поисках саженцев зла. Вкупе с вышеупомянутыми вибрациями роуд-муви, детективные интонации и, разумеется, все классические примочки для сражений с нечистью вроде бутылочек святой воды поначалу производят впечатление, что впереди довольно сносная жанровая поделка, хоть и не отяжеленная гнетом кинематографических амбиций.
К сожалению, перечисленные выше достоинства, а именно Гай Пирс и гибкость жанрового пунктира, исчерпывают комплименты, которые можно и так не без труда придумать в адрес картины. Излишняя стремительность повествования, которое так и не переходит в исключительно фантастичную плоскость (как это было в том же «Константине» Френсиса Лоуренса), выглядит и правда сверхъестественной: новоявленным партнерам в рамках курсах обучения меньше чем за сутки удается проделать то, к чему их коллеги-экстрасенсы Эд и Лоррейн Уоррен готовятся месяцами в проклятой вселенной Джеймса Вана. Одержимые дети на экране то горят, то летают, то убивают всех вокруг с особой жестокостью, что довольно буднично воспринимается не только бывалым волком Питером, но и всеми прочими окружающими. Фрукты гниют, свет вырубается, доска Уиджи передает послания из другого мира, глаза кровоточат, но даже математический просчет в механизме скримеров работает у Ланжа со скрипами и будто бы не вовремя, так и не нагоняя жути даже в самых темных комнатах, где маленький бесенок притаился под кроватью.
Вероятней всего, ставка сделана на сценарные твисты: не прибегая к спойлерам, стоит сказать, что концепт проекта на уровне идеи вполне мог заинтересовать продюсеров на питчинге, но на словах замысел может прозвучать куда увереннее, чем получилось в итоге дыхание дьявола на экране. Не ясно, кого тут решили оставить в дураках: юного отличника- семинариста, который весь хронометраж силится понять, в общем-то, зачем ему все эти сатанинские приключения, или зрителя, который даже после не слишком элегантного намека на развязку должен не осознавать, что дьявол кроется в деталях.
Экзорцизму в последнее время довольно туго приходится на жанровом поле без второго дна: крики «во имя Христа!» уже не производят должного впечатления, когда за демонами не кроется ничего, кроме абстрактного зла. У «Ученика» была даже призрачная возможность уцепиться за нездоровый климат в семье одержимого мальчика, но и та оказалась упущенной, как, в общем-то, и весь потенциал затеи. После просмотра довольно сложно побороть закономерное желание пересмотреть «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина — пожалуй, даже не стоит ему сопротивляться.