Новый голливудско-китайский блокбастер-боевик «Небоскреб», несмотря на всю свою напускную серьезность, вовсю смешит вдумчивую публику сюжетными и постановочными глупостями. А какие еще создатели дорогих и раскрученных лент отличились по этой части?
Один из главных российских хитов прошлого года собрал в прокате миллиард рублей, хотя предложил публике историю, в которой российская армия не только не эвакуирует весь район падения корабля пришельцев, но и не может обеспечить безопасность на «пятачке» земли, благодаря чему подростки могут тут просачиваться. А ведь действие происходит не «где-то в Сибири», а в Москве, и в столицу по такому случаю можно было нагнать несколько армий военных и полицейских. При этом за переговоры с инопланетянами отвечает военный комендант Москвы в чине полковника. Что, генералы внезапно кончились?
Представители технически примитивной расы побеждают в открытом бою цивилизацию, которая прилетела в их мир на космических кораблях?! Даже при всем режиссерском подыгрывании это невозможно себе представить. И, кстати, в чем практический смысл программы «Аватар», если это просто исследовательские устройства, а не шпионы, которые в точности воспроизводят внешность на’ви (у аватаров и жителей Пандоры разное число пальцев)? Для обычного изучения Пандоры не было необходимости городить столь изощренный огород.
Заговорщики из российской политической верхушки хотят устроить в Америке теракт и финансовый коллапс, который неизбежно отразится на всем мировом рынке. Что, разумеется, рикошетом ударит по России, во многом зависящей от международной конъюнктуры. Причем все русские заговорщики явно очень богаты. Логично? Поразительно логично! Хотя в первую очередь это даже не безумно, а обидно. Наших людей в Голливуде откровенно недооценивают.
Цикл об Индиане Джоне никогда не был в полной мере серьезным, но он все-таки опирался на здравый смысл. До тех пор, пока в четвертой серии заглавный герой не пережил атомный взрыв, спрятавшись в холодильник. И чем дальше продвигалось действие фильма Стивена Спилберга, тем очевиднее становилось, что мэтру не нужно было возвращаться к одному из самых своих удачных творений.
Российский эксперт по атомному оружию, у которого американское имя и шведское происхождение, хочет развязать атомную войну. Для этого он взрывает Кремль и под шумок похищает «ядерный чемоданчик» и коды доступа. Откровенно идиотский план, потому что система так не работает. Ракеты будут запущены лишь в том случае, если войска получат команды со всех «чемоданчиков» на боевом дежурстве. Обычно их три – у президента, министра обороны и начальника Генерального штаба.
Когда Роланд Эммерих выпустил доисторический блокбастер, в мире начался «день палеонтолога». Все, кто хоть что-то знал о древних временах, состязались в указании археологических и антропологических ляпов. Наиболее очевидный из них? Мамонты, которых в фильме заставляют строить пирамиды в пустыне, не могли жить и тем более работать под палящим зноем. Их тела были приспособлены к куда более холодному климату, и в пустыне они умерли бы от теплового удара.
На глубине океана открылся портал в параллельное измерение, из которого вылезают монстры-кайдзю. Что должны делать защитники Земли? Очевидно, блокировать портал мощными бомбами и уничтожать чудовищ, как только они выбираются из своего мира. Вместо этого бравые герои «Тихоокеанского рубежа» встречают кайдзю на суше. То есть монстры вольны бороздить океан и нападать там, где им вздумается. А еще нужно быть особо одаренным военным, чтобы решить, что с кайдзю надо биться в рукопашную, на гигантских роботах. А ведь даже в древние времена люди знали, что нет ничего лучше атаки на расстоянии – копьями, стрелами, пулями, снарядами, ракетами… Или плазменными пушками.
Климат на всей планете может измениться в мгновение ока, причем столь радикальным образом, что Нью-Йорк сначала утонет, а потом замерзнет. Как говорят в самом Нью-Йорке, «если вы можете в такое поверить, я готов продать вам Бруклинский мост». Конечно, климатические изменения вполне реальны, и они могут быть довольно резкими, но никак не такими стремительными и катастрофическими, как в картине Роланда Эммериха.
Эту картину Майкла Бэя всегда вспоминают, когда речь заходит о смехотворных блокбастерах, и ее антислава вполне заслужена. Авторы фильма демонстрируют невежество даже в таком простом вопросе, как библейское значение слова «Армагеддон» (это место, а не время последней битвы Добра со Злом). Научные и логичные перлы в «Армагеддоне» повсюду, только успевай ловить. Но, конечно, главная нелепость картины – то, что NASA учит бурильщиков летать, а не космонавтов бурить. Бен Аффлек, кстати, как-то указал на это во время съемок, на что режиссер ответил ему: «Заткнись!»
«Что они курили?!» – спрашивают себя американцы, когда видят особо безумные сюжетные повороты. В России лучше спрашивать: «Что они пили?!» – но суть вопроса от этого не меняется. Обычной водки вряд ли было достаточно, чтобы придумать такой бредовый и оскорбительный для наших дедов и прадедов фильм, как двухсерийные «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова. Пика маразма картина достигает в кульминации второй серии, когда Сталин приказывает штурмовать крепость с черенками от лопат. Просто нет слов…