На Берлинале показали «Темные очки» Дарио Ардженто, классика мирового кино, которым вдохновляются до сих пор. Его прошлая картина «Дракула 3D» (2012) была провалом, а эта напоминает выставку великого художника, чье искусство показывают в галереях только за старые заслуги.
Время не щадит никого, ему подчиняются даже режиссеры, изменившие историю кино. Дарио Ардженто — законодатель поджанра фильмов ужасов «джалло», популярного в Италии 1970-х годов. Для него типичны длинные названия («Птица с хрустальным оперением»), элементы нуара, сюжеты бульварных детективных романов и доходящие до эротизма убийства. Важно, что жертвой почти всегда становится беспомощная женщина, а расследование обязательно ведет мужчина. Сейчас подобные гендерные стереотипы кажутся архаизмом, а открытое наслаждение насилием — недопустимым, но визуальные приемы джалло еще остаются в живых.
Хороший пример — «Неоновый демон» Виндинга Рефна: кадры будто из глянцевого журнала, эстетское убийство при свете луны, и люди красивы до неприличия. В «Темных очках» Дарио Ардженто сохранил некоторые признаки джалло, но его поразила болезнь позднего творчества некогда великих режиссеров («Дикие травы» Алена Рене, «Исчезновение» Ким Ки-дука), когда наработанное с годами мастерство расплывается во множестве ошибок и недочетов.
Дорогая секс-работница Диана (Иления Пасторелли) из-за атаки серийного маньяка врезается в машину, в которой ехал мальчик Чин (Синью Чанг) с родителями. Она теряет зрение, он — близких: мать в долговременной коме, отец не пережил столкновение. Диана заново учится жить, навещает Чина в детдоме, и он сбегает к ней, так обоим будет легче. Но маньяк продолжает охоту, ведь он не оставляет жертв в живых.
Сюжет был бы идеальным, если бы Дарио Ардженто не забыл очень важный элемент — героя-детектива. Без него повествование зависит только от действий маньяка, чье лицо режиссер зачем-то показывает уже в середине фильма. Он должен быть безумной опасностью, преследующей жертв, а превращается в простого человека, что частично уничтожает напряжение. Поэтому «Темные очки» нельзя назвать ни детективным триллером, ни слэшером, хотя именно к этому поджанру картина тяготеет. Для него есть каркас: беспомощные главные герои, которые в бегстве от убийцы обрекают других на смерть. Иногда Ардженто может испугать (когда Диана остается одна в лесу), но в большинстве случаев он, сам того не зная, создает пародию.
Дарио Ардженто пытается пошутить над Дианой, стереотипной секс-работницей с красными надутыми губами, забывая, что она ослепла. Его юмор не злой, но женщину играет зрячая актриса, которая почему-то дурашливо улыбается на камеру. Так плохие режиссеры карикатурно изображают людей с особенностями развития, здесь же он использует (что хуже) героиню еще и в качестве сексуального объекта. В фильме нет сцен соития, но Ардженто снимает ее в красивом нижнем белье, и клиенты только рады слепоте Дианы, так они меньше стыдятся своих тел. Она после катастрофы могла уйти из профессии, но автору нравится перверсивная пикантность.
«Темные очки» похожи на фильмы категории «Б», не только концептуально, но и технически. Дешевая музыка, ненужные агрессивные ракурсы от оператора и глупые детали сюжета: предметы оказываются в нужных местах, препятствия перед героями разрешаются магией монтажа, персонажи руководствуются буквой сценария, а не человеческой логикой. Худшая часть картины — плохо играющие актеры. Если Иления Пасторелли старается, ей досталась тяжелая роль, то Синью Чанг выкрикивает фразы, его герой не переживает никаких эмоций. То же самое с Дианой, которая, проходя через ад, никак не меняется. Итог — отсутствие финала, потому что автору нечего сказать. Дарио Ардженто будто собрал лучшие элементы из своих предыдущих работ, но забыл, что кино — это логичный синтез всех деталей, а не распад формы на уродливые частицы.