История любви на случай, когда захочется утопиться в чужих печалях.
Марко Каррера (Пьерфранческо Фавино) прожил долгую и насыщенную событиями жизнь — он уворачивался от смерти, хоронил близких, пронес сквозь годы любовь к одной девушке, помогал родным в борьбе с психическими заболеваниями, воспитывал дочку и растил внучку. Герой оборачивается на прожитый опыт и вспоминает лучшие и худшие моменты, которые порой неотделимы друг от друга.
От такого фильма ожидаешь либо глубокую вдохновляющую историю о том, как прекрасна жизнь, несмотря ни на что, либо красивый роман двух влюбленных, со всеми нежностями, слезами, встречами и расставаниями, как, например, в экранизациях и романах «Один день» и «Нормальные люди».
К сожалению, Франческа Аркибуджи, взяв за основу пронзительный роман Сандро Веронези, сняла картину скорее пессимистичную и постепенно удушающую зрителя, не давая почувствовать тепло и надежду. Как будто женщина так увлеклась страданиями, что забыла добавить в палитру светлых красок, лишь слегка в спешке сбрызнув ими полотно. Такой расклад может порадовать людей, которые любят опустошающие драмы, но даже похожего эффекта достичь здесь не удаётся, потому что для горького катарсиса необходимо грамотно играть на эмоциях и чувствах так, чтобы у зрителя захватывало дух, а в конце на выжженной душе могло что-то прорасти.
Достойны восхваления в фильме актёрские работы и великолепный финал — первая точка в этой драме, где сердце действительно что-то начинает чувствовать. Нанни Моретти в роли друга и психолога — яркое пятно проекта, наполняющее сцены жизнью. Игра Пьерфранческо Фавино требует отдельной похвалы: эмоции точны, глаза отражают тоску прожитого опыта и нежность влюблённости или восторга от общения с собственным ребёнком. Но какими бы талантливыми ни были артисты в кадре, они не смогут спасти проект со столь рваным и утомительным сюжетом.
Звезде оскароносного «Артиста» Беренис Бежо не удаётся блистать — актриса редко появляется на экране, несмотря на то что она играет ту самую любовь всей жизни Марко. Но в этом и главная проблема всего фильма — вместо цельной картины, собранной из обрывков воспоминаний, так хаотично вбрасываемых зрителю, в конце складывается разве что груда разных осколков жизни, где-то нераскрытых, где-то оставшихся сухими фактами: родился, жил, умер.
Происходит ли это из-за того, что создателям не удаётся передать внутренние переживания героя или из-за выбранной формы подачи, а может, из-за общей проблемы со сценарием, совсем не важно, ведь в итоге зритель вместо экранизации многогранного романа получает сухой сюжет, перескакивающий между временами и оставляющий чувство незавершенности.
«Лучшая жизнь» (в оригинале «Колибри» — по прозвищу главного героя) складывается из красиво снятых пейзажей, на фоне которых герои выполняют функции, а не проживают жизни. В итоге основные драматические коллизии, кроме пронзительного и красивого финала, не трогают, а заставляют смотреть на экран в ожидании завершения этих утомительных двух часов. И даже ключевые монологи теряются в этой пустоте, не производят должного эффекта и не застревают в душе, отражая наш собственный опыт.