Если кратко, то идея "Трансформеров" очень проста. Чтобы обычный подросток-неудачник, не отличающийся ни мозгами, ни мускулами, понравился красивой девушке -- нужно, чтобы на планету напали пришельцы. А чтобы она его поцеловала -- нужно, чтобы он их победил. Такое кино называется у американских киноведов "кинематографом одиночества".
В один прекрасный день вся Земля узнала о том, что агент Малдер был прав, и инопланетяне все-таки существуют. Они – роботы, которые враждуют друг с другом. Их осталось совсем немного. Они охотятся за артефактом, который угораздило упасть на Землю десять тысяч лет назад. Артефакт может стать причиной порабощения Вселенной, если хорошие роботы – Аутоботы – не найдут его раньше плохих роботов – Десептиконов. Существование лучшего из миров зависит от прадедушкиных очков, которые хранит у себя один американский парнишка.
Если кратко, то идея «Трансформеров» /Transformers/ (2007) очень проста. Чтобы обычный подросток-неудачник, не отличающийся ни мозгами, ни мускулами, понравился красивой девушке – нужно, чтобы на планету напали пришельцы. А чтобы она его поцеловала – нужно, чтобы он их победил. Такое кино называется у американских киноведов "кинематографом одиночества". Смысл в том, что фильмы про героев не помогают людям поверить в себя, а заставляют наоборот погружаться в свои комплексы и ждать, пока произойдет что-то невероятное – какие-нибудь мутанты или терминаторы, которые позволят проявить лузерам свои скрытые таланты.
Мультфильм "Трансформеры" не отличался особыми сценарными изысками. Аутоботы дрались с Десептиконами, никто уже толком не помнил, из-за чего именно. Каждый трансформер обладал помимо своего первоначального обличия дополнительной формой-маскировкой – как правило, автомобиля, танка или самолета. Эта идея трансформации с 80-х годов приносила трансформерам популярность у детей всего мира. Приятно же думать ребенку, что все транспортные средства на самом деле могут быть сверхсуществами, которые просто прячутся до поры до времени.
Майкл Бэй, который всю жизнь снимал блокбастеры, стараясь делать их поэпичнее, не стал снимать еще одну серию войны роботов, но придумал особый сценарий, оставив только имена собственные и принцип трансформации. Теперь трансфомеры больше напоминают робота T-1000 из "Терминатора 2", который мог принимать обличие любого предмета, сопоставимого с ним по объему. Потом Бэй добавил в участники Министерство обороны США, катарские пески, Антарктику и кучу синефильских намеков. Катастрофическую тупость, плоские шутки и нелепый язык трансформеров он объяснил тем, что перед прилетом на Землю они перелопатили весь интернет и набрались дури оттуда. Причем когда они общаются между собой, становится понятно, что зараза интертнетовских глупостей оказалась сильнее развитых существ, опередивших человечество на многие тысячелетия. Но для Бэя все это не имеет значения, тупость всегда можно скрыть за самоиронией, с которой у него никогда не было проблем.
Но кое-что он все же упустил из виду. Среди безликих актеров, как черт из табакерки, к середине фильма появляется Джон Туртурро – и вся драматургия сразу улетучивается. Призванный играть роль второго плана, вроде Человека с ключами из «Инопланетянина» /E.T. the Extra-Terrestrial/ (1982), Туртурро сразу перетягивает все драматургическое одеяло на себя, и зрителю скоро становится интересен только его персонаж. Но в сценарии никакого полагающегося развития для него нет, он исчезает. И оставляет зрителя разочарованным. Ему уже не особенно любопытно, когда парочка подростков поцелуется или когда Аутоботы победят Десептиконов, он и так знает, что будет в финале. Ему интересна та живая личность, которая вдруг принесла на экран столько загадок. К тому же уровень таланта Туртурро таков, что при его появлении сразу обнаружился абсурд того, чем вокруг него занимаются все остальные. Если вовремя не заметить и не укротить эту разрушительную силу, фильм пропадет.
Бэй – не заметил. Автор "блокбастеров со спецэффектами", он добивался того, чтобы зритель настолько проникся тем, как все взрывается на экране, чтобы только успевал пригибаться от летящих ему в лицо обломков.
Проникся, пригнулся, но ощущение того, что из потенциально выгодной идеи сделали посредственный фильм, который пересматривать уже не захочется – осталось.