Для зрителей привычным делом остается списывать триквелы со счетов — к этому приучила традиция, рейтинги и неизбежное снижение качества. Вот только существуют фильмы, которые реализовали свой потенциал не в первой и даже не во второй части, а в третьей. Однако, эти ленты и сегодня остаются исключениями — о об этих исключениях мы вспомним.
Разговоры о том, что третий блин не бывает комом, впервые зашли с выходом «Голдфингера» — эталонного фильма о Джеймсе Бонде. Эксцентричный триквел до сих пор считают лучшей лентой в долгоиграющей франшизе: международный преступник Голдфингер намерен уничтожить золотой запас США и агент 007 вынужден помешать влиятельному злодею. Именно здесь Гаю Гамильтону удалось сложить полноценный портрет бондианы: авантюрной, ироничной, не чурающейся абсурда — настолько, что фильм вполне тянет на преднамеренную автопародию. И это в далеком 1964 году, когда франшиза только набирала ход вместе с шотландской звездой бондианы – Шоном Коннери.
Кто бы мог подумать, что третий фильм о похождениях Джейсона Борна станет одним из самых пересматриваемых во франшизе. Мэтт Дэймон и режиссер Пол Гринграсс продолжили копать в прошлое бывшего наемника ЦРУ, достав оттуда невиданный потенциал — шпионский боевик с самым замысловатым сюжетом, чередой экшен-сцен и драматическим подытогом его странствий. Вместе с «Ультиматумом Борна» трилогия получила правильную закольцовку, найдя, наконец, трепетные вопросы о прошлом главного героя. Редкий случай, когда прогрессия боевика наблюдается в третьем фильме — именно здесь больше всего чувствуются старания авторов.
По «Росомахе» с самого начала проехались катком: сперва был неряшливый фильм об истоках мутанта с когтями («Люди Икс: Начало. Росомаха»), а затем и Джеймс Мэнголд сгустил краски, сняв не самую удачную историю о японских похождениях Логана («Росомаха: Бессмертный»). Исправил все, как ни странно, триквел от самого Мэнголда — трагический вестерн о смерти, прощальный поклон одного из самых известных героев Marvel. «Логан» — авторское кино, упакованное под студийные мощности Голливуда, брутальный и почти безлюдный экшн, где Росомаха сопротивляется не столько злодеям, сколько самому времени. Жирная точка, поставленная в жизни героя, франшизы и, внезапно, лучший фильм в марвеловской супергероике (если нет, то один из уж точно) — все это пришло с магическим числом три.
Можно считать, что Pixar как создали, так и затем опровергли одно правило — о том, что путь триквела ведет в никуда. Любимые игрушки попадают на чердак по мере взросления мальчика Энди, а вскоре и в детский сад — место, которое для знакомых героев становится подобием тюрьмы. Сам жанр мультфильма умеючи переобувается в популярный американский сюжет о побеге из заключения. «Большой побег» — самый драматичный, насыщенный и обдуманный выход команды игрушечных героев, которому по эмоциональному накалу удалось обойти даже триумфальный мультфильм 1995 года и его продолжение. Кажется, до сих пор анимация не создала такого же знакового триквела, как этот.
Этот триквел неспроста многие поклонники франшизы называют фаворитом — и ему впрямь есть чем похвастаться, начиная от экшен-сцен и заканчивая драматической линий Индианы Джонса (Харрисон Форд) и его отца (Шон Коннери), противостоящим пародийным нацистам. «Последний крестовый поход» не только возвращает эпический дух первой картины, но и усиливает его — через исторический контекст и культурные стереотипы, интонацию рыцарского романа с постмодернистским прочтением вестерна. Карта Европы сплошь состоит из мистических артефактов и мест трагедий и былой силы — для Спилберга ни что иное, как повод перепахать жанровые конвенции и запустить вагонетку с одним из самых зрелищных развлечений в истории Голливуда.
Серджио Леоне оседлал жанр вестерна, выпустив эпическую одиссею о похождениях одинокого стрелка — Блондина в исполнении Клинта Иствуда. «Хороший, плохой, злой» сработал на усиление мифа о герое-трикстере, который теперь находится меж двух огней — коварного бандита Туко (Илай Уоллак) и расчетливого стрелка Сентенца (Ли Ван Клиф). Посреди ландшафтов Гражданской войны, в мире Дикого Запада, полного приключений и опасностей, Леоне доводит свою франшизу до кульминации — самого масштабного, музыкального и попросту красивого спагетти-вестерна в истории кино. Величие этого триквела, в принципе, не подлежит сомнению.