Просыпаюсь, значит, я как-то с утра двадцать третьего июля. Чу, слышу пушек гром: в Америке "Парк Юрского периода 3" собрал за выходные пятьдесят миллионов долларов, переплюнув "Лару Крофт" и недотянувшись слегка до "Ганнибала". Ого, думаю я себе.
Вообще чтобы сиквел от сиквела представлял из себя хоть что-нибудь вразумительное – должен сдохнуть не слон, а минимум динозавр, лучше – небольшое их стадо. Даже великий Коппола в третьей части "Крестного отца" выдал нечто настолько несъедобное, что два года после в режиссерское кресло не садился. Потом, правда, исправился, – снял "Дракулу Брэма Стокера", но, как говорится, осадочек неприятный остался. Чего уж говорить про "Парк Юрского Периода", что сам Спилберг это дело бросил, как кость, своему же воспитаннику Джо Джонстону (с которым работал на "Индиане Джонсе"), самоустранившись до условного положения исполнительного продюсера. Шел я посему на показ фильма с мыслями более чем сумрачными – большая касса в Голливуде в последнее время означает, что с экрана будут кормить из ложечки помоями, а благодарная аудитория должна будет натужно улыбаться и сдерживать тошноту.
Не погрешу против истины, если скажу, что третья часть получилась лучше второй, что само по себе редчайший случай в кинематографе, а чтобы ученик превзошел учителя, то в последний раз такой экзерсис проделывал во Флоренции Микеланджело со своим покойным наставником Брунеллески, запустив, фактически, своим творчеством маятник Возрождения, докачавшийся чуть ли не до наших дней. И вдруг на тебе – Спилберг и Джонстон. "Индиана Джонс" и "Джуманджи" – было бы что с чем сравнивать.
Первый же приятный сюрприз: сценарий не высосан из пальца, как это обычно бывает у сиквелов, тем более под номером три. Над ним изрядно поработали не последние перья Голливуда, Александр Пэйн и Джим Тэйлор, номинированные в прошлом году на "Оскар" за сценарий к "Выскочке" /Election/ с Риз Уизерспун. Оцените эффектность завязки: на остров Сорна, где находилась вторая лаборатория "Инджин" по клонированию динозавров, объявленный теперь запретной зоной, во время катания на параплане попадает одиннадцатилетний сын Пола и Аманды Кирби, которые, в свою очередь, обманом заманивают на остров доктора Алана Гранта из первого "Парка Юрского Периода", вместе с его студентом, чтобы те помогли им спасти незадачливого отпрыска.
Кстати, о спинозавре. Понятно, что никакой сиквел "Парка Юрского Периода" не будет считаться полноценным, если в нем не будет выведен на экран новый вид ископаемых ящеров, а лучше сразу несколько. Разочарования не будет и тут – помимо спинозавра, рептилии с мордой крокодила и костным гребнем на спине, раза в полтора крупнее Т-Рекса, мы увидим обещанных на плакате летающих птеронадонов, рассмотрим крупным планом исполинских травоядных брахиозавров, а также вновь встретим подновленных в соответствии с последними научными открытиями велоцирапторов (у них появились хохолки типа перьев на головах). Рапторы вообще выведены во главу угла картины – они, как нам и обещали, окажутся умнее дельфинов и приматов, а главное – разовьют способность обмениваться звуками, общаться и координировать свои действия.
Если Спилберг в первых двух частях взирал на динозавров с оттенком восхищения и благоговения, передававшимся зрителю, то Джонстон рассматривает их как самых свирепых и опасных хищников, рядом с которыми африканские львы – не более чем милые плюшевые котята. Сравнение размеров, когда рядом в кадре оказываются динозавр и человек, уже не носит характера познавательного, как на уроке биологии – напротив, ящеров здесь активно не любят, заявляя об этом в открытую с экрана. "Раньше вы любили динозавров" – говорит мальчик доктору Гранту. "Раньше они не пытались меня съесть" – серьезно отвечает доктор. "И пусть только попробуют сунуться в Оклахому" – добавляет Тиа Леони. Назло Обществу защиты животных в титрах нет ни слова о том, что все пострадавшие при съемках динозавры являются имитацией. Пострадали – и славно. Нечего было соваться.
Пожелаем им успеха – не каждый день в Голливуде снимают добротные и со вкусом картины, после просмотра которых не становится жалко потраченных на билет денег и о которых можно смело забывать через неделю, когда придет время следующей премьеры.