"Громозека" -- кино про безвременье, пустое пространство, населенное призраками и приметами прошлого
Участники школьного ВИА "Громозека" выросли и приобрели хорошие по советским меркам профессии: милиционер, врач и таксист. Завели семьи, как-то пожили. А тридцать лет назад в составе ансамбля они пели песню "Птица счастья", которая, крыльями звеня, кажется, пролетела куда-то мимо.
В самом начале картины герои встречаются в бане – тоги-простыни, фетровые буденовки со звездами – и обмениваются дежурным "Как дела?" Во вполне исчерпывающий ответ "нормально" укладываются три драмы, у каждого такая, что ни с кем особенно не поделишься. Таксист узнает в звезде порнухи a la russe дочку-студентку (Полина Филоненко), милиционер попадет под сокращение (теперь он будет ставить печатки в бюро пропусков) и выяснит, что его никогда не любила жена, хирург до того запутается в отношениях с женой и любовницей, что почти обрадуется опухоли в легком. Такие дела.
Громозека – персонаж Кира Булычева. Инопланетянин, профессор археологии. У него целых три добрых сердца.
"Громозека" – кино даже не про застрявших в своем советском прошлом людей, а про безвременье, пустое пространство, населенное призраками и приметами этого прошлого. Неслучайно в небольших сценах в фильме появляются Красная Шапочка – Яна Поплавская, Буратино – Дмитрий Иосифов и Электроник с Сыроежкиным – братья Торсуевы. По радио иногда передают песни "Самоцветов", ну и вот буденовки в бане. А больше ничего. Развалины Карфагена. Постсоветская Страна Нет-И-Не-Будет. Приметы нового времени если и есть, то герои о них, кажется, не знают. Если, конечно, не считать приметами наличие чипсов и порно в кокошниках. При этом "Громозека" – картина совершенно не ностальгическая. Фильм Владимира Котта не умиляется пионерским галстукам и мороженному в железной вазочке, он, к счастью, о другом. О жизни, которая проходит мимо прежде, чем успеваешь ее заметить.
О самообмане и вранье (преимущественно интеллигентском, оно особенное), которое никуда не делось со времени "Осеннего марафона" и балаяновских "Полетов…". О стране, которой больше нет, и рожденных в ней людях, которые остались. Хорошее в общем, даром что не великое кино. Наконец-то не про железяки.