Стерильный ужас из глубин Индонезии.
В отечественный прокат выходит хоррор «Сиджинн. Книга крови» — индонезийский ремейк одноименного турецкого хита 2014 года, разросшегося до внушительной серии в семь фильмов. Оригинальную историю не стали менять, но аккуратно вписали сюжетную конструкцию «Сиджинна» в реалии небольшой деревни в джунглях Малайского архипелага. Разбираемся, насколько жуткой получилась картина о мести, пошедшей наперекосяк.
Ирма (Ангика Болстерли) приходит к колдуну за советом. Девушка питает нежные чувства к двоюродному брату Галану (Ибрахим Рисьяд), тот отвечает взаимностью, но на пути влюбленных к счастью стоят этические нормы. Колдун выслушал клиентку и, посовещавшись с духами, выносит неутешительный вердикт: «Кто угодно, но не двоюродный брат, даже думать забудь, не то умрешь». Проходит 12 лет, Галан счастливо женат, и у него подрастает дочь. С кузиной, впрочем, мужчина отношения не разорвал, за что испытывает чувство вины, но списывает интрижку на слабость плоти. Неожиданная беременность Ирмы приводит к ссоре, которая заканчивается выкидышем, Галан же после выяснения отношений максимально дистанцируется от любовницы, чем еще больше ранит сердце девушки.
Объятая гневом Ирма вновь посещает колдуна и требует мести. Маг просит принести волосы и кровь жены Галана, проводит ритуал и призывает джинна — кровожадного духа, который вселится в тело несчастной женщины и за пять дней убьет ее и всех ее кровных родственников. То, что вендетта пошла не по плану, Ирма понимает, когда страшные видения начинают преследовать и ее. А в это же время Галан, наблюдающий фатальные изменения в характере жены, обращается за помощью к местному мулле, чтобы тот изгнал демона.
Хорроры Юго-Восточной Азии — отдельный феномен, последнее время появляющийся в зоне интересов российских кинозрителей все чаще. Индонезия благодаря таким режиссерам, как Гарет Эванс, Кимо Стамбол и Тимо Тьяджанто, ассоциируется с боевиками новой азиатской волны, граничащими со слэшерами: яростными, кровавыми и натуралистичными. Между тем многие авторы экшенов, сумевших пробиться за пределы локального проката, начинали именно с хорроров — вопиюще малобюджетных и неизменно жестоких.
Хадрах Даен Рату, молодой режиссер «Сиджинна», пока не добрался до боевиков, но жанр ужасов облюбовал давно, что дает повод судить о некотором режиссерском почерке. Рату предпочитает работать с границами потустороннего и реального, одержимостью и заведомо неверными человеческими решениями. Герои «Сиджинна» в попытке решить бытовые вопросы прибегают к помощи сил, которые понять не в состоянии, и закономерно платят за такую ошибку неподъемную цену. Несложно догадаться, что хеппи-энда в уравнении Рату не предусмотрено, все согрешившие понесут наказание, а с ними к праотцам отправится и несколько невинных душ — в назидание остальным.
Сиджинн в исламе (около 90% населения Индонезии — мусульмане) — многозначный термин. Это и место на самом дне ада, где мучаются грешники, и специальный реестр, куда заносятся имена набедокуривших граждан, и само состояние вечной пытки. Вероятно, к последнему и отсылает зрителей фильм Рату: не каждый высидит полуторачасовые качели между заштатными бытовыми драмами и изрядно поистрепавшимися скримерами. И если турецкий оригинал 10 лет назад еще мог пугать необычным сеттингом и лихой подачей, то «Книге крови» остаются деревенская экзотика и цитаты из современной классики хорроров.
Начиная со второго акта становится сложно игнорировать все заимствования «Сиджинна» из «Заклятия». А сеанс изгнания демона практически дословно повторяет аналогичную сцену в подвале из картины Джеймса Вана — минус оригинальные эффекты, плюс повышенный уровень кровавого трэша. Нет ничего дурного в копировании икон жанра, если работа сделана с душой, но и здесь у «Сиджинна» проблемы: персонажи прописаны поверхностно, сопереживать некому, и все сцены их злоключений поставлены на довольно среднем уровне. Не то что сопереживать, даже приветствовать заслуженное жестокое наказание не выходит.
«Сиджинн. Книга крови» — типичный проходной хоррор с вялой динамикой, вторичным сюжетом и толикой шокирующих сцен. Не лучший выбор в качестве точки вхождения в азиатские ужасы, но сносное развлечение для компании друзей на вечер выходного дня.