Пресная экранизация сказки Андерсена в фольклорных традициях.
После зрительского успеха «По щучьему велению» (2,5 млрд рублей сборов) режиссёр Александр Войтинский нащупал у массовой аудитории интерес к адаптациям известных фэнтези-сюжетов, а у спонсоров — баснословный бюджет. Его новая работа «Огниво» берёт за основу классическую историю Ханса Кристиана Андерсена, но подходит к материалу с некоторой идейной заторможенностью и апатией, оставляя желать гораздо большего.
Картина строится вокруг похождений афериста и солдата-дезертира Ивана (Роман Евдокимов). Сбежав с неназванного сражения, герой находит по дороге домой волшебное огниво, исполняющее желания. В предмете заточена незрячая девочка Даша (Антонина Бойко), дочка царицы Настасьи (Ирина Старшенбаум). Девочку поместил в огниво коварный Лиходей (Виталий Хаев), обманом занявший трон. Иван должен не только освободить Дашу от злодейских чар, но и в корне поменять свою жизнь, полную безделья, лёгкой наживы и непочтительного отношения к гражданскому долгу.
Сдерживает амбиции «Огнива» множество факторов: от стандартного хронометража до схематичной драматургии. При более визионерском подходе и с разрешения продюсеров Войтинский мог бы попытаться приблизиться если не к Бёртону с Земекисом, то на худой конец к «Озу: Великому и ужасному» Сэма Рэйми. Иногда у постановщика хватает времени на похвальные референсы к «Шрэку» и «Властелину колец» с гномами. Перевоспитание происходит на стыке советского и голливудского кино, ровно посередине фильма — обязательный кавер на «Последнюю поэму» Ирины Отиевой из «Вам и не снилось». Вполне вероятно, что сны с точки зрения фантасмагории и даже логики покажутся более захватывающими.
За полнометражный прорыв Евдокимова (сериалы «Лада Голд», «Неверные») стоило бы искренне порадоваться. Однако при всём дежурном обаянии за рамки бюджетного Ивана Янковского он не выходит: актёр стеснён сценарием, ударяется в пародии на условного Джека Воробья, вынужден сразу же спустить на ветер всю двойственность своего персонажа. Бежавший заключённый отказывается закидывать ядра в пушки, но постепенно становится гордостью окружающих — в заданном амплуа Евдокимов более-менее органичен, но мыслями находится где-то на воздушном шаре, мечтая о настоящем драматическом вызове.
Отдельными эпизодами «Огниво» попытается уйти в стимпанк (за него ответит говорящая электрическая лошадь с шутками про такси) и даже инклюзию (от незрячести Даши авторы к концу избавляются — с патологиями в счастливое прекрасное никого не возьмут). Главное камео — у Ирины Горбачёвой, раздвоившейся ради райских птиц Древней Руси Гамаюна и Алконоста. Самозванец Лиходей повержен, пассивная «дева в беде» (такого неуважения Старшенбаум не заслужила) освобождена. Осенний блокбастер в преддверии каникул точно разочарует как школьников, так и их утомлённых родителей. Суть «Огнива» озвучена одной фразой, сказанной мимоходом, но резюмирующей происходящее максимально точно: «Расходимся, надо жить дальше».