Война миров получилась не зрелищная, зато есть саспенс и полезные размышления о смысле жизни.
На кукурузном поле бывшего священника, а ныне фермера появляются выкошенные круги – «ведьмины плевки», а в воздухе витает непонятная угроза. Любимый фокус Шьямалана – финальный поворот, который превращает все предыдущее действие из банального триллера в откровение, задолго до него использовался почти в каждом выпуске «Сумеречной зоны» – культового научно-популярного сериала конца 50-х, влияние которого всегда признавал Стивен Кинг.
И этот трюк отлично сработал в «Шестом чувстве» и «Неуязвимом». Но в «Знаках» все иначе: по сюжету приходится раскрывать секрет таинственных «ведьминых плевков» почти сразу, и это обесценивает всю предыдущую загадочность. Пока отставной священник вместе с детьми и младшим братом ждут и боятся пришествия неведомой силы, фильм будоражит и волнует. Грамотные мастера ужасов могут сваять саспенс даже из воздуха: ночные шорохи, мелькнувшая в зарослях кукурузы тень. Но после того как режиссер вынужден предъявить в качестве разгадки инопланетян, напряжение спадает: неведомое зло, нарисованное воображением, обычно пугает больше, чем все усилия мастеров по спецэффектам.
Но Шьямалан все равно искусно наверстывает свое в финале. Мелкие и вроде бы проходные детали вдруг приобретают решающее значение для сюжета и виртуозно закольцовывают историю священника-отступника, который после гибели жены в автокатастрофе больше не верит в спасение. Оказывается, путем к нему может стать то, что казалось до момента бессмысленным. Например, последние слова умирающей жены. Или стаканы воды, расставленные по всему дому. А стандартный сюжет sci-fi об инопланетном нашествии выходит за рамки коллизии «они прилетели», и становится небанальной историей про обретение веры.