Хаотичный, неуклюжий, не всегда смешной, но все же забавный и обаятельный ситком о похождениях американца в Стокгольме
Американский бухгалтер Брюс Эванс (Грег Полер) влюбляется в живущую в Нью-Йорке шведку Эмму (
Грег Полер, Эми Полер… Однофамильцы? Разумеется, нет. Звезда «Добро пожаловать в Швецию» – младший брат героини сериала «Парки и зоны отдыха». В отличие от сестры, которая всегда видела себя на экране и на сцене, Грег долгое время работал юристом, но влияние Эми оказалось заразительным, и Полер-младший несколько лет назад переквалифицировался в эстрадного комика. Совместный шведско-американский ситком «Добро пожаловать в Швецию» – его экранный дебют, вдохновленный впечатлениями Полера от жизни в Скандинавии (подобно Брюсу, Грег влюбился в шведку и перебрался в Стокгольм, где сейчас живет с женой и тремя детьми).
Со стороны может показаться, что культурные различия между народами – это бездонный кладезь приколов. Однако те, кто так считает и кто пытается выстроить вокруг подобных шуток ситком, быстро обнаруживают, что люди и в Африке люди и что перечни расхождений быстро подходят к концу. Тем более когда речь идет все же не об Африке, а о двух странах «первого мира», у которых масса культурных пересечений. Поэтому «Добро пожаловать в Швецию», бодро начав с шуток о шведской сауне и шведской выпивке (привет, «Особенности национальной охоты»!), уже в седьмой серии первого сезона выдыхается и скребет по сусекам, издеваясь над тем, что один из музеев Стокгольма – это затонувший и поднятый на поверхность корабль начала XVII века («Ваза» – единственный в мире хорошо сохранившийся парусник той эпохи). При этом лишь немногие из этих шуток действительно смешны, а некоторые не вызывают даже улыбки.
Возможно, сериал был бы куда более едким и веселым, если бы все его создатели были либо шведами, либо американцами. Но так как это совместный проект, бить друг друга в по-настоящему больные места никто не решается, и шоу скользит по поверхности, посвящая, например, полсерии обсуждению того, как шведы и американцы здороваются (вторая половина этого эпизода отдана разговорам о мебели и цвете стен в квартире). Со стороны, из России, все это скорее познавательно, чем увлекательно.
Понимая, что одними шутками про фрикадельки сыт не будешь, создатели шоу также включили в него традиционную семейно-романтическую линию в духе «Ворониных» (споры в семье, конфликты с родителями, непутевая родня) и регулярные фарсовые камео знаменитостей (преимущественно американских, но также и шведских), из которых больше всего времени в кадре проводят Эми Полер (родство обязывает!) и ее напарница по «Паркам и зонам отдыха» Обри Плаза. Последняя изображает патологическую влюбленность в Брюса, и сцены Плазы довольно смешны – как, впрочем, и камео Полер-старшей, всеми силами пытающейся залучить бухгалтера назад в Штаты, – но они не стыкуются с духом сериала, который в основе своей не имеет отношения к Голливуду и шоу-бизнесу. И запихивание в «Добро пожаловать…» то Уилла Феррелла с его шведской женой, то Бенни Андерссона с его музеем ABBA кажется скорее отчаянной попыткой повысить статус сериала, чем чем-то органичным для семейного ситкома.
Последняя, семейная сюжетная линия сериала – самая удачная и самая прочувствованная, и видно, что Грегу Полеру есть что рассказать о выстраивании отношений в чужой стране, где его герой может подружиться лишь с иракским эмигрантом (шведов раздражает, что они не могут говорить с Брюсом по-шведски) и где родственники Эммы поначалу относятся к парню с сомнением и презрением, что порождает немало забавных ситуаций. Однако выстроена эта линия несколько неуклюже, а во второй половине десятисерийного сезона она сваливается в затянутый, не особенно обоснованный и донельзя шаблонный романтический кризис с участием как Брюса и Эммы, так и родителей героини. Смотрится это не только сумбурно, но и неэкономно – одной пары для кризиса было вполне достаточно. Нужно же было что-то приберечь на второй сезон!
Тем не менее на «тройку» ситком все же наработал. Потому что Полер, Борнебуш и играющая тещу Лена Улин весьма обаятельны, потому что смешные сцены (не одни, так другие) в сериале встречаются регулярно, и потому что шоу показывает Швецию с той светлой и счастливой стороны, с какой ее обычно не увидишь в традиционно мрачных шведских фильмах и сериалах, идущих по стопам Ингмара Бергмана. Так что добро пожаловать в страну, где все дети сделаны на кроватях IKEA!