Создатели фильмов ужасов любят паразитировать на страхе зрителей перед сверхъестественным — призраками, оборотнями, ведьмами, демонами. Однако на практике куда больше тревоги внушают истории, в которых опасность представляют реально существующие люди — друзья, коллеги, соседи или незнакомцы с улицы. Фильмы о вторжении в дом, в частности, тригерят базовую потребность нашей психики в безопасности — внутренних и внешних стенах, способных защитить от любых напастей и невзгод. В то же время, без спроса оказавшись на незнакомой территории, мы невольно становимся заложниками этого места.
К выходу новой картины М. Найта Шьямалана «Стук в дверь» вспоминаем самые жуткие и непредсказуемые триллеры о проникновении на территорию частной собственности.
Нестареющую классику Уэса Крэйвена можно использовать как назидательную сказку для всех тех, кто рискнет узнать, насколько глубока на самом деле может быть кроличья нора. Чужой дом — вселенная в миниатюре, правила которой, как правило, устанавливают местные боги. В «Людях под лестницей» в роли хозяев выступает пара сумасшедших каннибалов, которая лишь рада незваным гостям. Главный герой фильма, маленький мальчик Фул (Брэндон Квинтин Адамс), вместе с приятелями Спенсером и Лероем проникает в дом Робсонов в надежде выкрасть оттуда что-нибудь дорогое, чтобы потом продать. Увы, цена вылазки оказывается слишком высока — Фул и его друзья попадают в ловушку, из которой нет выхода.
Как оригинал, так и ремейк одноименной картины Михаэля Ханеке отличается чудовищным эмоциональным садизмом, жертвами которого становятся не только главные герои, но и сами зрители. И если в первом фильме основной акцент сделан на графическое насилие, то во втором Ханеке откровенно давит на психику, рисуя образ двух на первый взгляд вежливых и приятных молодых людей. Со стальным безразличием персонажи Брэйди Корбета и Майкла Питта превращают тихую семейную гавань Фарберов (Тим Рот и Наоми Уоттс) в настоящую камеру пыток и явно искренне наслаждаются процессом. В «Забавных играх» персонифицированное зло прячется за маской доброй улыбки, а у насилия нет четких мотивов и причин — кто-то упрекнет Ханеке в бессмысленной эксплуатации боли, другой оценит пугающий реализм.
Нетфликсовский слэшер «Няня» от режиссера «Ангелов Чарли» МакДжи больше всего напоминает хоррор-версию культовой семейной комедии «Один дома». Главный герой фильма, мальчик по имени Коул (Джуда Льюис), тайно влюблен в свою няню Би (Самара Уивинг), проблема лишь в том, что Би несвидабельна, ведь у нее нет души, зато есть собственный культ с мрачными ритуалами и кровавыми жертвоприношениями по пятницам. В «Няне» незваными гостями оказываются сектанты-сатанисты, которые всегда готовы пустить кровь невинного ребенка во славу темного лорда. Все совпадения случайны, а сюжетные твисты оставляют желать лучшего. При любом раскладе «Няня» — идеальное попкорновое развлечение для тех, кто не ищет чего-то особенного, а просто хочет хорошо провести время.
Действие «Незнакомцев» разворачивается вокруг супружеской пары (Скотт Спидман и Лив Тайлер), переживающей непростой период в отношениях. Главные герои уединяются в загородном доме, даже не подозревая о том, что замаячившее на горизонте расставание — меньшее из зол, которое может произойти. Ночью в их жилище вторгаются трое гостей в масках, и намерения у них явно не самые дружелюбные. Для многих поклонников фильмов ужасов «Незнакомцы» — золотой стандарт жанра слоубёрнер. Несмотря на довольно медленное повествование, картина Брайана Бертино держит в напряжении до самого конца, не давая зрителю лишний раз перевести дух. Жуткие убийства в Кедди 1981 года, которые, по словам авторов, стали основой для сюжета «Незнакомцев», придают фильму трагический тон, забирая всякую надежду на то, что кто-то из влюбленных доживет до конца.
Еще одна хоррор-версия «Одного дома», на этот раз тоже в рождественских декорациях. Действие фильма Криса Пековера разворачивается вокруг избалованного подростка Люка Лернера (Леви Миллер), который проводит сочельник в компании няни Эшли (Оливия Деджонг). Ночью в дом пробирается незнакомец с битой, а спасительный смартфон некстати оказывается в аквариуме. В итоге Эшли и Люк вынуждены выживать самостоятельно, вместе противостоя неизвестности и сакраментально сближаясь друг с другом. Главная прелесть «Смотри по сторонам» заключается в том, что во втором акте фильм задает совершенно новый тон повествования, меняя жертву и агрессора местами. Проделки Люка мало чем отличаются от розыгрышей Кевина МакКалистера, однако оптика режиссера все решает — и на место заливистого смеха приходит тихий ужас.
Франко-канадский триллер «Взаперти» режиссера Фэррена Блэкберна рассказывает историю психиаторки (Наоми Уоттс), которая в одиночестве воспитывает сына-инвалида (Чарли Хитон из «Очень странных дел»). В один прекрасный день ее 10-летний пациент (Джейкоб Трамбле) загадочно исчезает, после чего в доме начинает твориться какая-то чертовщина. Приближающаяся снежная буря не добавляет оптимизма — мать и сын фактически оказываются отрезанными от внешнего мира. Самым пугающим в картине Блэкберна является тот факт, что главный злодей скрывается за образом самого близкого человека, а не рандомного незнакомца с улицы. Увы, иногда излишняя доверчивость заводит на самую темную тропу, спастись с которой можно, лишь утратив часть собственного света.
«Тебе конец!» Адама Вингарда умело сочетает элементы детектива в стиле «Достать ножи» Райана Джонсона со старым добрым ультранасилием. В этом фильме смешалось все: богатые белые американцы, опасные незнакомцы в масках, скандалы, интриги, расследования, а также многомиллионное наследство, которое превращает вчерашних друзей в заклятых врагов. Местами страшный, местами смешной, а иногда откровенно нелепый (впрочем, как и все фильмы Вингарда) «Тебе конец!» умело делает самое главное — бесконечно удивляет даже самого искушенного зрителя, невольно заставляя симпатизировать главному герою (Шарни Винсон), который никак не может выбрать сторону, за которую воюет.
Действие совместного детища Майкла Флэнегана и его супруги Кейт Сигел (которая также сыграла в фильме главную роль) разворачивается вокруг глухонемой девушки Мэдди Янг, начинающей писательницы, живущей в лесном домике в тотальном одиночестве. Главная особенность «Тишины» заключается в том, что все происходящие события в кадре воспринимаются зрителем с точки зрения главной героини — проще говоря, в ленте практически нет звуков, зато есть загадочная фигура в маске, которая явно задумала плохое. Несмотря на физическую уязвимость перед убийцей, Мэдди смело погружается в смертельную игру в кошки-мышки, доказывая, что и на ее стороне имеется ряд преимуществ, пусть и не столь очевидных.