С 23 февраля в прокат выходит фильм «Батя» – комедия о том, как суровый отец воспитывал своего сына в сложное для страны время – конец восьмидесятых и начало девяностых годов. Рассказываем, как снимали народную и душевную комедию, которую стоит посмотреть на большом экране вместе с семьей.
Детство Макса на исходе Советского Союза было спартанским – впрочем, как и у всех. Типовая квартира, типовой двор, типовой Батя. Он быстро научил сына ориентироваться, где право, а где лево, потому что однажды сделал ему незабываемую крапивку на правой руке. Постоянно пугал за обедом и даже дал глотнуть водки, ставил в угол, учил убивать петухов – «мужику пригодится». Сегодня Батя живет все в той же советской квартире практически затворником и не стремится общаться с семьей Макса – они знают Батю как закрытого, нелюдимого мужика, от которого не дождешься ни подарка, ни звонка. Глядя на своих детей, на то, какие они сегодня избалованные и непослушные, Макс рефлексирует о своем детстве и о том, почему его Батя был именно таким. На этом построен фильм: Макс с семьей едет в родной город на юбилей Бати и по дороге вспоминает сценки из своего непростого детства.
Интересно, что изначально были только сценки – «Батя» задумывался как шортком, сериал из коротких эпизодов с типичными зарисовками из советского детства. Эти истории авторы сценок брали из собственной жизни. Но со временем стало ясно, что все эти воспоминания выстраиваются в большую картину в одной тональности. Так появилась идея делать фильм с мощной кульминацией, невозможной в формате шорткома.
«Разные сценаристы приложили руку к воспоминаниям и выбирали самые общие, самые узнаваемые, в которых бы рисовалась архетипичная фигура Бати. В девяностые годы Россия была по-прежнему однородна, как Советский Союз, из которого она вышла. Поэтому был общий метод воспитания, общие и понятные всем ситуации, отсюда такое широкое узнавание этих ситуаций», – рассказывал продюсер Good Story Media Антон Зайцев.
«Кроме того, на фильм повлиял ныне закрытый проект «Взрослые разговоры» – из него в «Батю» перекочевали Владимир Вдовиченков и Надежда Михалкова. В тех нескольких скетчах, которые были сняты для «Взрослых разговоров», Вдовиченков был настолько мощен и убедителен, что весь проект «Батя» изначально строился вокруг него. Это невероятно, но многие совершенно разные люди отмечают даже внешнее сходство Вдовиченкова в образе Бати со своими отцами. Наш мозг хватается за этот гениально сыгранный образ и просто встраивает его в наши личные воспоминания», – рассказывает один из креативных продюсеров и сценаристов фильма Алексей Литвиненко.
Девяностые с их vhs-стилистикой сегодня на пике моды среди молодежи – об этом говорят тренды Тик-Тока, сериал «Внутри Лапенко», намеренно примитивные поп-хиты, расслабленная мода и многое другое. Ну а те, кто хотя бы немного застал девяностые, не перестанут по ним ностальгировать, кажется, никогда – в конце концов любая вечеринка завершается хитами девяностых. Поэтому атмосфера «Бати» попадает в яблочко: зрители постарше оценят аутентичность, зрители помладше – саму стилистику.
«Удивительная магия «Бати» в том, что фильм про поколение наших отцов понравится и нашим детям тоже. Им будет интересно посмотреть, в каких условиях формировались их бати, а еще они оценят романтику аскетичных, ламповых девяностых», – рассказывает один из продюсеров проекта Гавр Гордеев.
«История отцов и детей – это вечная тема, интересная всем: и взрослым, и детям. Просто зрителю 25+ повезло немножко больше, и он получит дополнительный бонус в виде ностальгических шуток», – соглашается Алексей Литвиненко.
Картинка «Бати» идеально воспроизводит эклектичные девяностые: устоявшийся, привычный советский интерьер начинает обрастать приметами новой эпохи.
«Вот Батина квартира с ковром и советской мебелью, но на советском телевизоре уже стоит видеомагнитофон, на котором по десять раз смотрятся одни и те же боевики. Вот идёт Батя в советских брюках и в модном турецком свитере. Этот микс двух эпох и даёт такую узнаваемую картинку», – рассказывает Алексей Литвиненко.
Художник-постановщик Денис Бауэр и художник по костюмам Анастасия Егорова учли все нюансы этого дикого стиля стыка времен и передали атмосферу девяностых во всей ее полноте.
Ну а душещипательный финал фильма, та самая мощная кульминация – позволим себе небольшой спойлер, который только подогреет интерес, – пройдет под песню Валерия Леонтьева «Полет на дельтаплане». Алексей Литвиненко объясняет выбор: «Идея поставить «Полёт на дельтаплане» принадлежит генеральному продюсеру Good Story Media Антону Щукину. От себя могу лишь добавить, что когда мы подставили её под видеоряд, мы просто переглянулись и сказали: «Ну вот мы и определились с главным саундтреком».