Неплохо задуманный, но весьма скромно реализованный триллер о маньяке, который украл доступ к вашему аккаунту на Youtube. Да пусть у него глаза повыпадают!
Бизнесмен Майк Риган – деловой человек в самом прямом смысле этих слов. Его день расписан по минутам, планы превосходят самые смелые мечты, а дом – полная чаша. Однако, оснастив свою резиденцию по последнему слову техники, Майк не стал сам вникать в провода и программы. Когда в небольшом тюнинге «умного дома» потребовалась необходимость, Риган приглашает домой стажера из IT-отдела своей фирмы. Смышленый Эд сначала приходится Майку по вкусу, но когда обнаруживается, что вместе с исправлением дефектов специалист получил доступ к персональным данным хозяев, Риган увольняет парня. Вот только Эд оказывается совсем не прост, в его руках сосредоточена информация о Майке и его семье, и это оружие пострашнее ножа и пистолета.
Порой отечественные локализаторы умудряются так перевести название зарубежной картины, что исчезает не только смысловое сходство двух наименований, но и сюжетное. И ладно бы такие перемены требовались для того, чтобы обыграть юмор названия или смягчить жаргонизм, нет, обычно это желание привлечь броскими словами, пусть они даже бьют в молоко. «Искусственный интеллект. Доступ неограничен» ровно такой пример. Из вполне нейтрального «Айтишника» картина в голове потенциального зрителя превращается в научную фантастику о восстании роботов или матрице. Нет, ничего этого не будет, не ждите. Будет совсем другое кино.
Режиссер картины ирландского происхождения Джон Мур не имеет родственных связей с американским документалистом Майклом Муром, однако кое-что их объединяет. Оба чувствуют, что мы находимся на том пороге, когда информация из вспомогательного средства превращается в разящее оружие. Только Майкл отслеживает, как информационный фон фабрикуется государством, а Джон фокусируется своим новым фильмом на частном, на том, как утечки битов и байтов могут навредить обывателю.
По сути, «Искусственный интеллект» представляет собой обычный триллер о психически неуравновешенном преследователе. От десятка других его отличает лишь то, каким образом чужак доводит своих жертв до белого каления, ну и актерский ансамбль. Сначала о технологиях. От картины Мура сквозит конспирологией и паранойей еще сильнее, чем от стоуновского «Сноудена», – все-то вокруг прослушивается, везде-то за вами следят, каждую вашу запись в соцсетях расшифруют и используют против вас. Вполне вероятно, так оно и есть, но пока мир не перешагнул тот рубеж, за которым открытость интернет-сообществ пойдет на убыль. Сегодняшние скандалы с утечками из WADA и штаба Демократической партии США простого зрителя беспокоят мало, войны хакеров ведутся так же далеко, как бомбардировки Ирака. Но кто знает, не начнутся ли уже завтра звонки с шантажом обывателей, у которых украли интимные фото, врачебные диагнозы или коммерческую информацию.
Главный злодей, обиженный невниманием к своей персоне, обрушивает работу компании своего нанимателя, позорит пикантным видео дочь героя и пугает врачебной ошибкой жену. Ему не приходится даже встречаться с объектами своих нападок – достаточно, сидя дома, нажимать клавиши. И это действительно пугает – даже бывший Бонд Пирс Броснан не может в одиночку справиться с новым поколением негодяев, кулаки тут практически бессильны. Пожалуй, эта мысль действительно интересна, но Мур прошел по ней вскользь, постановщика больше интересовала угроза цифрами и словами, чем пистолеты.
А жаль. Без полноценного конфликта двух разных систем кино оказалось всего лишь «еще одним триллером», не особенно изобретательным и сюжетно очень простым. При этом маньяк оказался еще и не слишком смышленым, отчего-то он не особенно старался скрываться и выживать. Под стать ему и герой Броснана в спасении своей репутации и чести семьи не переусердствовал – действие развивается вяло и без особого интереса сторон.
Зрителя, впрочем, порадуют актеры. Броснан по-прежнему хорош. Пусть с ролями в последние годы ему не слишком везет – он заполняет харизмой каждый кадр, им можно просто любоваться. Любопытно наблюдать за Джеймсом Фрешвиллом – лицом в жанре свежим, имеющим определенную изюминку. Жаль, не раскрылся образ Анны Фрил, ей просто не хватило скромного хронометража, но и она в декорациях футуристического жилья весьма элегантна. Хорошие актеры, а вот играть им особенно нечего.
Жаль, но «Искусственный интеллект» не оправдывает ни своего измененного названия, ни жанрового прицела – интеллекта в нем немного, а с саспенсом большие проблемы. Единственный плюс – вход в зону, которая скоро станет крайне актуальной, но считать это за достаточное условие для похода в кино будет перебором.
С 22 сентября в кино.