Из «Ограбления» не получилось откровения, но в своей весовой категории фильм Сарика Андреасяна смотрится совсем неплохо. Братские отношения, стрельба, погони – все как любят подростки всего мира
Десять лет назад братья Фрэнки и Джонни вляпались в неприятную криминальную историю, после которой младшему пришлось провести за решеткой полтора года, а старший вышел на свободу только сейчас. За годы после тюрьмы Джонни успел стать законопослушным гражданином, он работает в автосервисе и мечтает открыть собственный гараж. Фрэнки же, едва откинувшись, вновь оказывается в гуще криминала, да еще и втягивает туда семью. Братья становятся заложниками обстоятельств и вынуждены согласиться помочь нескольким бандитам провернуть ограбление банка, но без сучка и задоринки вскрытия банковских хранилищ проходят только в кино…
Как бы ни ругали зрители и критики Сарика и Гевонда Андреасянов, какими бы эпитетами ни украшали рецензии на творчество студии Enjoy Movies, сколь сильно ни желали бы скорейшего провала проектам братьев, факт остается фактом – «Ограбление по-американски» пересекло очень морально непростую черту. У Enjoy Movies теперь есть полноценный международный проект, снятый в тесном сотрудничестве с голливудскими продюсерами, в декорациях Нового Орлеана, с узнаваемыми актерами на ведущих ролях. Кому, как не Сарику, теперь говорить знаменитое интернетовское «Сперва добейся»?
Будем, впрочем, объективны: хоть амбициозный проект и получил заслуженный финал, картина вышла в прокат в России и обрела прокатчиков на нескольких других территориях, достиг ли он того уровня, на который надеялись авторы и зрители? Полагаем, что цели были достигнуты не все. Да, в картине снялся Эдриан Броуди, обладатель «Оскара», один из заметнейших актеров Голливуда. Да, фильму определенно удается придерживаться принятых жанровых рамок, не слишком выбиваясь из привычного ряда «грабительских» боевиков. Да, израсходованный бюджет виден едва не до последнего доллара в картинке, трюках и финальной экшен-сцене. Но все эти слагаемые еще не определяют всей полноты восприятия. Дьявол кроется в деталях.
Гораздо проще говорить о том, чем картина разочаровывает. Задуманные как основной движитель сюжета братские отношения между Фрэнки и Джонни срабатывают далеко не всегда – встреча героев получилась вполне эмоциональной, а вот диалог об ужасах заключения совсем не удался. Слабовато сработала Джордана Брюстер, которую хотелось бы видеть более эмоциональной, а не только демонстрирующей короткие шортики. Было бы неплохо больше простора дать бандитам Шугару и Рэю, они получились несколько картонными. С другой стороны, некоторые детали выглядят слишком искусственными или ведущими в никуда – особенно выделяется пианино в доме героя Кристенсена и исчезнувший из фильма персонаж на фургоне. Все эти не слишком плотно подогнанные друг к другу кирпичики превращают творение Сарика Андреасяна в весьма хрупкую, местами неказистую, с определенного ракурса не особенно удачную постройку, которая наверняка станет предметом критического шквала.
Некоторые негативные оценки в адрес «Ограбления», конечно, оправданны, но есть у картины и стороны безусловно удавшиеся. Никуда, например, не деться от того, что Броуди – актер необыкновенной харизмы и фантастического диапазона. То, что именно он, а не Хейден Кристенсен играет роль раздолбая и неудачника, придает фильму остроты и добротного юмора. Имеете претензии к сцене перестрелки или преследования бандитов? А сможете ли навскидку вспомнить подобные эпизоды из отечественных фильмов последних лет? Сравниваете «Ограбление» со «Схваткой» Майкла Манна? Погодите, вы еще не видели совершенно беспомощный «Кибер», не тянущий даже на звание самопародии. В конце концов «Ограбление» просто не дает скучать – компактное и решенное в скромном 90-минутном хронометраже, это кино не растрачивает зря ни одной минуты. Да, в истории Голливуда найдется множество лент в данном жанре, решенных энергичнее, динамичнее и красочнее фильма Андреасяна, но то, что вызов Сарик принял и дело до конца довел, заслуживает уважения.
Наверное, многие годы спустя сами авторы «Ограбления по-американски» будут вспоминать свой первый жанровый зарубежный опыт с улыбкой, хочется надеяться, что сотрудничество с Голливудом у Андреасянов продолжится. Главное, чтобы из первого блина, который можно считать комом, лишь сильно завысив ожидания, были сделаны выводы, проведена работа над ошибками. Тщательная шлифовка сценария, более уверенная режиссура в романтических и драматических сценах, уменьшение количества пафоса в речах героев – все это вполне поправимо и доступно. В историю Сарик себя уже вписал, остается сделать эту историю предметом общей гордости, а не только шапкозакидательских настроений.