Для любого голливудского актера чарующая улыбка – его главнейший капитал. Кинозвезды не просто стараются содержать свои зубы в порядке – они тюнингуют их по полной программе, отбеливают, выравнивают, удлиняют, запаковывают в идеальные фарфоровые коронки-виниры...
Иконический живой мертвец из классического хоррора «Франкенштейн» не получился бы таким жутким, если бы сыгравший его Борис Карлофф не решил воспользоваться своим физическим недостатком. С правой стороны у Карлоффа не хватало целого ряда зубов, и чтобы это было не так заметно, актер носил на челюсти мост. Но когда изображаешь замогильного монстра, подобные минусы не только не мешают, а наоборот, могут стать настоящей находкой. Поэтому разработанный для роли грим, рецепт которого студия держала в секрете даже от собственных работников, было решено дополнить беззубостью: вынув мост и всосав щеку до образования жуткой впадины, Борис превращался в такую образину, что любо-дорого.
Чтобы уберечь получившуюся красоту от посторонних взглядов, были предприняты особые меры: из гримерки на съемочную площадку и обратно Карлоффа водили, закрыв с головой простыней. «Спецэффект» удался сполна – нехватка коренных зубов была хорошо заметна на крупных планах «Франкенштейна». Выломать себе зубы с другой стороны актер, впрочем, не позволил: хорошего понемножку. Но сама идея настолько пришлась ему по вкусу, что почти через три десятка лет Борис повторил «беззубый» номер на бис в хорроре «Хватка душителя».
Наверное, единственным знаменитым голливудцем, сумевшим превратить собственную беззубость в настоящее средство карьерного роста, стал Уолтер Бреннан. Попав в начале 30-х годов в автокатастрофу и потеряв в ней почти все зубы (когда ему не было еще и сорока), этот характерный актер продолжал активно сниматься со вставными челюстями. В изображении стариков Уолтеру не было равных: положив челюсти в стакан, он сразу прибавлял себе несколько десятков лет – в вестерне «Рио Браво», например, Бреннан выглядит не на 63 года, а на 80 с гаком. Для исторических же картин типа «Северо-западного прохода» его пустой рот оказался настоящей находкой, поскольку туда можно было помещать специальные челюсти с «гнилыми» и «сломанными» зубами, наглядно отражавшими состояние медицины XVIII века.
Заслуги Уолтера были отмечены как зрителями, так и профессиональным сообществом: до сих пор во всем Голливуде лишь три актера мужского пола могут похвастать тремя заработанными «Оскарами», и Бреннан один из них.
К тому моменту как Брэд Питт получил одну из главных ролей в экранизации романа Чака Паланика «Бойцовский клуб», он уже давно успел довести свои зубы до идеальной формы и заслуженно этим гордился. Зрительницам тоже нравилось, как улыбается Брэд. Но «Бойцовский клуб» был историей не про журнальные обложки, а про грубый мордобой, и персонаж Питта Тайлер Дерден вел по сюжету такой травматичный образ жизни, что в его модельную улыбку вряд ли кто-то бы поверил. Как быть?
Решив, что по такому случаю челюстям необходим особый тюнинг, актер отправился в кабинет дантиста, где попросил отодрать с зубов красивые белоснежные виниры и заменить их другими – нарочито неровными и щербатыми. Теперь его резцы получили вполне боевой, надколотый вид, подходящий для съемок, и, как заметила в комментарии для прессы публицист Брэда, «персонаж сразу стал глубже». Впрочем, оставаться на той же глубине в реальной жизни суперстар не пожелал – как только был снят последний дубль с его участием, Питт снова отправился к стоматологу и вернул своей улыбке прежний вид. Журнальные обложки в конце концов тоже никто не отменял.
Брэд Питт совершил отважный шаг, поступившись красотой улыбки в «Бойцовском клубе», но он ничего такого не стал делать для «Ярости», а вот его партнер по съемочной площадке Шайа ЛаБаф решил шикануть. Чтобы лучше понять, как чувствует себя член экипажа танка, уже на следующий день после получения этой роли он записался в американскую нацгвардию и прослужил там месяц. К началу съемок ЛаБаф вдобавок набил себе тату на руке, прошел обряд крещения, создал ножом натуральные порезы-царапины на лице (которым не давал затягиваться до самого завершения проекта) и воздерживался от мытья в течение 16 недель, так что Питт, вынужденный провести с ним много часов в тесной коробке танка, не раз устраивал по этому поводу скандалы. Как следствие, чтобы поменьше благоухать под носом у коллег, ЛаБаф отселился от съемочной группы в дешевый мотель, где никто не мешал ему совершенствоваться в постижении системы Станиславского.
Нанося последние штрихи к образу танкиста, Шайа отрастил мерзкого вида усики по моде середины прошлого века и обратился к стоматологу с просьбой… вырвать ему один из передних зубов нижней челюсти. Свой новый облик актер поспешил засветить в Твиттере со словами: «Если роль требует расстаться с зубом – сделай это!». Что тут сказать, Шайа. Снимаем шляпы. И дантист твой молодец: искусственный зуб, вставленный после съемок, выглядит в точности как старый. Но от изображения безногих и одноглазых ты лучше того, воздержись.
Одним из главных «гвоздей» «Мальчишника в Вегасе» было отсутствие переднего зуба у героя Эда Хелмса, который тот по сюжету выдернул себе в пьяном угаре. Сама ситуация была актеру знакома: потеряв зуб в 15-летнем возрасте, он с тех пор носил имплантат на титановой основе. Но как воспроизвести потерю зуба в фильме, чтобы зритель не усомнился в увиденном?
«Мы провели тесты, замазывая зуб черной пастой, – поведал Хелмс после выхода ленты. – Еще попробовали искусственную накладку с прорехой, но она тоже не годилась – я с ней был похож на осла. В итоге я просто позвонил своему дантисту, спросил, сложно ли вынуть зуб, и тот сказал: “Не проблема, мы можем это сделать”. Так что зуб вывинтили, и я ходил без него три месяца». Небольшая накладка актеру все-таки понадобилась – чтобы защитить обнажившуюся десну от попадания инфекции внутрь челюсти, – но в фильме ее не было видно, а вот образовавшаяся дырка зияла что надо. После съемок протез благополучно вернули на место и снова закрыли коронкой. Зрители жертву Эда оценили сполна: «Мальчишник в Вегасе» стал самой прибыльной комедией всех времен и заработал два сиквела. Что и говорить, такой успех стоит пары визитов к зубному…
Сегодня компьютерная анимация творит чудеса, но в 1984 году, когда Алан Паркер снимал драму «Птаха», ничем подобным Голливуд не располагал. Поэтому зрителей не могла не впечатлить трансформация одного из главных героев – сержанта Эла Колумбато в исполнении молодого Николаса Кейджа: изуродованный взрывом, перемотанный бинтами, еще и без пары зубов, он выглядел крайне убедительно. Рассказы очевидцев о том, что актер сам пошел на вырывание зубов (да еще в рамках подготовки к роли пять недель проносил хирургическую повязку, в результате чего у него воспалилось все лицо из-за вросших волос), тоже потрясали воображение – особенно тот факт, что зубы рвали без наркоза.
На самом деле терять Кейджу было нечего: к 19 годам у него выпали еще не все молочные зубы, а коренные росли вкривь и вкось, что сформировало неправильный прикус. Николас, все равно собиравшийся исправлять челюсть, решил «извлечь из этого выгоду» и тянул время сколько мог, чтобы в итоге провести стоматологическую процедуру прямо во время съемок. Как результат, в довоенных сценах «Птахи» его молочные зубы еще на месте, а в послевоенных их уже не хватает. «Я решил, что это придаст некое интересное измерение моей роли», – пояснял актер позже. Естественно, как только Николасу стали предлагать центральные роли, он поставил себе на все зубы керамические виниры и с тех пор сверкает голливудской улыбкой. Впрочем, старые фото все помнят.
Джонни Депп… Не бойтесь за него! Зубов Джонни не терял (даже в «Эде Вуде», герой которого носил вставные зубы, это был спецэффект), но тюнинг челюстей он себе все равно устроил знатный, проведя несколько серий «Пиратов Карибского моря» в золотых и платиновых коронках – то есть расставшись со своим привычным обликом на гораздо более долгий срок, чем другие смельчаки. Более того, Депп таскал коронки и между фильмами: с одной стороны, снимать их было тягомотной процедурой, на которую вечно не хватало времени, а с другой – золотые зубы весьма аутентично смотрелись во время маркетинговых кампаний по продвижению «пиратской» саги. Кроме того, Джонни просто к ним привык – хотя первое время ношение коронок доставляло ему некоторый дискомфорт морального характера. «На меня все время оглядывались, – вспоминал он. – Вернее, не на меня, а на мои зубы».
Забавно, что на подобные муки актер обрел себя добровольно – Джонни даже пришлось выдержать с руководством студии Диснея бой за право носить коронки, поскольку придуманный им образ пирата казался работодателям слишком гротескным.
«Вначале они не въехали, – рассказывал Депп в интервью. – Во время примерок у меня было на два золотых зуба больше. Но эти ребята хотели, чтобы я вообще все убрал. Я сказал им: “Парни, я вас уважаю. Я готов пойти на кое-какие компромиссы. Так и быть, пусть будет на два золотых зуба меньше. Но на большее я пойти не могу, так как это разрушит целостность образа, а я не могу совершить подобное святотатство. Вы должны мне довериться”».
В итоге диснеевские боссы поверили актеру. Впрочем, его желание таскать коронки вне съемок они не одобряют по сей день, опасаясь, что однажды Джонни доиграется и необратимо испортит себе зубы. К счастью, Депп играет не одних только пиратов, так что периодически ему все же приходится класть коронки на полку и давать челюстям отдых. Впрочем, даже если страшное случится, голливудские дантисты вряд ли откажут актеру в качественном капремонте – на то ведь они и нужны.
Один из главных героев хитовой комедии «Тупой и еще тупее» Ллойд Кристмас – натуральный лопух с идиотской стрижкой и сколотым зубом. Как Джиму Керри сделали такой впечатляющий резец? Ответ: никак – это и есть его настоящий зуб. Что до идеальной улыбки, которой комедиант сверкает в остальных своих киноработах, то ею он обязан голливудским стоматологам.
Собственно, это никогда не было секретом, просто никто не спрашивал. Но после выхода ленты, когда все подряд стали интересоваться тайной зуба, Кэрри охотно поведал грустную историю периода своих школьных лет: «Один хулиган по имени Кларк попрыгал на моей голове, после чего я был отправлен медсестрами домой с отломанным зубом в конвертике». Поломка была закрыта аккуратной коронкой, и никто впоследствии не догадывался, что зуб Джиму нарастили. Пока актер не решил воспользоваться этим «скрытым резервом» в ленте братьев Фаррелли, восстановив смешной зубной скол для придания своему герою максимально дурацкого вида. «Де Ниро набирает для фильмов вес, – шутил он потом. – А я сдираю коронки».
После съемок Джим вернул резцу пристойный вид, поскольку повторять удачный трюк не планировал. Однако через 20 лет снял коронку снова – теперь уже для сиквела. Кэрри не любит возвращаться к единожды отработанным образам, но для Ллойда Кристмаса он все же сделал исключение. Голливуд такое место – от новых сиквелов и посещений стоматолога здесь зарекаться никак нельзя.