Банальная и плоско изложенная французская история о любви директора тюрьмы и молодой заключенной
Банальная и плоско изложенная французская история о любви директора тюрьмы и молодой заключенной.
Молодая уголовница Анна (Адель Экзаркопулос), отбывающая большой срок за серьезное преступление, переводится из одной тюрьмы в другую. На новом месте девушка попадает в поле зрения директора тюрьмы Жана Фирмино (Гийом Гальенн). Хотя у мужчины есть любящая жена и маленькая дочь, он привязывается к привлекательной заключенной и дает ей канцелярскую работу в офисе неподалеку от собственного кабинета. Анна, в свою очередь, демонстрирует, что ее тоже влечет к «гражданину начальнику», и вскоре между ними завязывается противозаконный роман.
Если заранее не знать, чему посвящена новая французская мелодрама, по первым сценам «Рокового влечения» можно заподозрить, что начинающий постановщик Пьер Годо снял европейскую киновариацию на тему голливудского сериала «Оранжевый – хит сезона». Как и в американском шоу, главная героиня в тюрьме оказывается в колоритной многонациональной женской компании, и фильм кратко представляет каждую из сокамерниц Анны, намекая, что эти женщины сыграют существенную роль в дальнейших событиях.
Но как только основная сюжетная линия набирает обороты, второстепенные герои из кадра почти исчезают, и фильм оказывается историей всего трех с половиной персонажей – Анны, Жана, жены тюремщика и его маленькой дочери. Ничего страшного в этом, разумеется, нет. Повествования с множеством равноценных героев для кино не слишком подходят, а в камерной истории о запретной связи между директором тюрьмы и подотчетной ему заключенной можно найти столько психологических нюансов, что их хватило бы на несколько фильмов.
К сожалению, Пьеру Годо эти нюансы отыскать не удалось. Вместо того чтобы использовать отношения Анны и Жана как окно в сложную внутреннюю жизнь персонажей, фильм скользит по поверхности и, в сущности, сводится к любимой констатации французского кино: «Мужчины и женщины порой беспомощны перед нахлынувшими на них чувствами». Показательно, что в ходе почти двухчасового повествования зрители мало что узнают о главной героине. Фильм даже не рассказывает, какое преступление Анна совершила, хотя абсурдно скрывать от зрителей то, что не является тайной для большинства персонажей, даже третьестепенных. Очевидно, Годо стремился показать Анну как «просто девушку», а Жана – как «просто женатого мужчину». Но раз для повествования важно, например, в какой степени Жан может доверять Анне, то зрители должны знать, связан ли «послужной список» девушки с обманом и манипуляцией. Как мы можем понять, что гложет Жана, если мы не в курсе всего, что он учитывает в своих суждениях?
Но это еще полбеды. Куда хуже то, что ни Жан, ни Анна не вызывают особой симпатии. Герой на пустом месте разрушает свой счастливый брак ради девушки, которая не представляет собой ровным счетом ничего особенного, а героиня отбывает солидный срок, что в случае Франции почти наверняка означает, что она совершила что-то весьма мерзкое, вроде убийства или покушения на убийство. Поэтому никакого желания переживать за успех отношений Жана и Анны у зрителей не возникает. А кто хочет увидеть романтическое кино, которое предложит поболеть за фиаско персонажей? Фильм мог бы спастись, предложив захватывающую сюжетную линию, но события в «Роковом влечении» развиваются медленно и банально, без сценарных изысков, запоминающихся диалогов и страстных эротических сцен.
Единственным светлым пятном в картине оказываются ее ведущие актеры. Гальенн и Экзаркопулос не настолько ярки, чтобы самостоятельно спасти картину, но они достаточно харизматичны и выразительны, чтобы «Роковое влечение» хотелось увидеть в исполнении более компетентной закадровой группы – режиссера, сценариста, оператора и так далее. Но такой картины у нас нет. А та, что есть, может увлечь лишь самых преданных поклонников европейских житейских киноисторий.
С 7 июля в кино.