Новейший вестерн канала AMC похож на облегченную версию "Дэдвуда" -- меньше секса и насилия, больше приключений и романтики
Создатели:
Сериал «Ад на колесах» – новейший вестерн, который сочинили для канала AMC братья-сценаристы Джо и Тони Гейтоны, образец некогда популярного, а ныне совершенно захиревшего жанра. Пик популярности вестернов пришелся на 60-е годы, потом их почти перестали снимать – но тем значительнее выглядит вдруг возникший будто из ниоткуда выдающийся вестерн-сериал Дэвида Милча "Дэдвуд", который продержался в эфире подписного канала HBO три сезона, с 2004 по 2006 год. "Ад на колесах", очевидно, делался с оглядкой на "Дэдвуд", но поскольку снимался для эфирного канала, то напоминает цензурную версию "Дэдвуда", из которой старательно вычищены секс, насилие и сквернословие. "Ад на колесах" это название передвижного лагеря строителей железной дороги, которые живут в наскоро сколоченных вагончиках и палатках, по уши утопая в грязи и постоянно отбиваясь от набегов индейцев из племени шайенов. В кадре – мрак и копоть, кровь, пот и слезы, но сам кадр безупречно выстроен, вылизан, цвет приглушен почти до сепии, и для пущего эпика в кульминационные моменты фигуры персонажей сняты снизу, так что кажется, что они возвышаются над схваткой.
Сюжет:
"1865 год. Гражданская война окончена, Линкольн мертв, вся нация – как одна открытая рана". Каллен Боханнон (Энсон Маунт), бывший фермер, воевавший на стороне рабовладельцев-южан, превратился в бродягу. Он скитается, как перекати-поле, в поисках работы, как большинство вернувшихся с войны солдат, и находит ее на строительстве железной дороги "Юнион Пасифик".
Дорогу строит ловкий предприниматель Томас Дюран (Колм Мини) – прожженный деляга, который норовит нагреть государство на строительном подряде. Сам Дюран, однако, считает, что такие как он "люди с деловой хваткой" – соль земли, и только они способны построить новую Америку на пепелище.
Исследовательский отряд железнодорожных топографов, который разрабатывает маршрут дороги, атакуют индейцы из племени шайенов, спастись удается только жене главного топографа Лили Белл (Доминик МакЭллиготт). Мужа у нее на глазах убивает индеец, ей самой едва удается выжить и унести с собой из разоренного лагеря карты, где муж успел обозначить единственно возможный способ проложить дорогу через горы.
Карты Белла жизненно необходимы Дюрану – на то, чтобы нанять новых топографов и все начать сначала, у него уже нет ни времени, ни средств. Вокруг гибели топографов он раздувает кампанию в прессе, чтобы правительство прислало войска на строительство дороги. Пропавшая Лили Белл становится символом бесчинств шайенов – о ней пишут как о "златокудрой деве Запада, над которой надругались индейцы", хотя Дюран понятия не имеет, что произошло с ней на самом деле.
Тем временем Боханнон наживает себе врага в "Аду на колесах" – это Швед (Кристофер Хейердал), которого Дюран нанял следить за порядком в лагере. Швед подозревает, что в прошлом Боханнона существует причина, по которой он уже совершил несколько убийств, и на этом не остановится. Но Боханнон убеждает Дюрана сделать его начальником стройки, и обзаводится другом и сторонником – это Элам Фергюсон (рэпер Коммон). Гражданская война освободила негра-полукровку от статуса раба, но фактически он так и остался бесправным.
Бывшие конфедераты выгоняют Элама из борделя – он не должен претендовать на белую женщину даже там. Но проститутка Эва (Робин МакЛиви) проникается к нему симпатией, которую ей приходится скрывать во избежание неприятностей.
Подозрения Шведа в адрес Боханнона небеспочвенны – он действительно убил нескольких солдат, верша справедливую месть за смерть своей жены. Но пока Швед пытается его уличить, и не находит доказательств, Боханнон понимает, что каким бы справедливым не было возмездие, которое он творит, оно все равно калечит его собственную душу.
О чем сериал:
Сверхидеей "Дэдвуда" было преобразование хаоса в порядок – по мере того, как отстраивался поселок золотоискателей, общество самоорганизовывалось, и в нем, кроме отеля, борделя и салунов, появлялись пусть примитивные, но все же работающие социальные институты и начинала функционировать местная власть, а жизнь обустраивалась, потихоньку двигаясь от дикости к цивилизации. "Ад на колесах" скроен попроще, но генеральная линия в нем тоже присутствует.
Это тема прошедшей войны, которая оставила потери в жизни каждого, и поставила героев перед выбором – забыть о прошлом ради будущего, или продолжать бередить старые раны: времена меняются, и нужно меняться вместе с ними, чтобы навсегда не завязнуть в воспоминаниях и сожалениях.