Постапокалиптический триллер о выживании с Нуми Рапас в главной роли.
В постапокалиптическом мире идет война. На фоне суровой зимы шестеро солдат получают задание, которое является последним шансом на победу. Им необходимо пройти через замерзший архипелаг и доставить до места назначения секретный груз. Одной из тех, кому придется надеть коньки и сразиться с врагом на пути к свободе, является Кэролайн Эд (Нуми Рапас) — женщина, разлученная с дочерью и не теряющая надежду на воссоединение.
Без всяких прелюдий и лирических отступлений фильм Адама Берга помещает зрителя на территорию военных действий: люди страдают от голода, по улицам разгуливают солдаты с оружием, а где-то вдали слышны звуки очередной бомбардировки. Никто не упоминает, в чем причина конфликта, кто стоит по ту сторону баррикад и какие у лидеров геополитические мотивы. Изначально смутно прочерченный фон вводит зрителя в ступор, и мы даже не можем с уверенностью сказать, «правильной» ли стороны придерживается героиня Рапас. Однако чем быстрее и дальше скользят к цели избранные солдаты, тем отчетливее становится глубоко зарытая режиссерская идея о том, что война по своей сути может быть попросту бессмысленной.
Бойцы не перестают мечтать о мирном будущем: кого-то ждет невеста, кто-то подумывает открыть антикварный магазин, а Эд, например, стремится хотя бы еще раз в этой жизни обнять дочь. Потаенные желания разбиваются о приказы капитанов, и когда один из героев произносит: «Избежать участия в этой войне мы можем, лишь отказавшись подчиняться», — появляется смутная надежда на мир. Но, увы, кульминация и подобие озарения (как для героев, так и для зрителей) приходит в последние минуты, когда темп картины уже не в силах ускориться должным образом и спасти тонущий корабль под названием «сюжет».
Движущая сила истории (буквально и метафорически) — конечно, Эд: женщина-боец, которую изначально не воспринимают всерьез, женщина-мать в поисках своего ребенка и женщина-героиня, способная спасти человечество от неминуемой гибели. Нуми Рапас здесь как никогда органично вплетается в историю: словно бы прямиком из недавней ленты «Агнец» актриса продолжает одиссею материнской безусловной любви.
В соответствии с военной реальностью любые границы в картине стираются: установить, где правда, а где ложь, так же тяжело, как глубокой ночью понять, на чьей территории ты находишься. Отчаянная надежда отыскать собственное дитя — вот единственная нерушимая истина.
Казалось бы, у шведского боевика были все шансы сорвать куш. В рукаве у создателей и безупречная операторская работа, и талантливая актриса, и нетривиальный концепт для военной тематики. Но по какой-то причине история не складывается в единую форму, а зрителя не покидает навязчивое ощущение, что он начал смотреть фильм с середины и всеми силами пытается включиться в сюжет. Как итог — пацифистский манифест Берга разбивается об лед, и в памяти остается лишь вопль Кэролайн, как напоминание, что у «Черного краба» был шанс.