
Перезагрузка знаменитой комедии с Майклом Джорданом — лучше и остроумнее оригинала, но всё ещё посредственная.
Леброн Джеймс (Леброн Джеймс, кто же ещё) держит своего сына Дома в ежовых рукавицах: пока недоросль грезит поездкой на Е3, где он сможет представить разработанную им игру, отец бесконечно донимает парнишку. Уроки детства не прошли даром, и знаменитый спортсмен, которого, если верить флешбэку, в юности надоумили убрать GameBoy в сторону и всецело отдаться тренировкам, теперь требует того же от отпрыска.
Пытаясь наладить отношения с сыном, Леброн берёт того на презентацию Warner Bros. Студийные боссы предлагают баскетболисту оцифровать его личность и добавить Джеймса в знаменитые франшизы вроде «Игры престолов» или «Гарри Поттера». Звезда-луддит, понятное дело, отказывается и уже хочет покинуть офис вместе с мальчишкой, но попадает прямо в лапы Алго Ритма (не спрашивайте) — цифрового злодея в исполнении Дона Чидла, который, разозлившись решением героя, собирается сделать Леброна своим интеллектуальным рабом. Единственный шанс избежать этого — сразиться с кибер-врагом на баскетбольном поле, но против модернизированных звезд НБА у Леброна в обойме оказывается лишь парочка безумных персонажей Looney Tunes.
Вот уж кто бы мог подумать, что откровенно дурацкая идея сделать кино о галактическом баскетбольном матче с настоящей легендой спорта и озорными мультяшками вновь выльется в «Космический джем»? Несмотря на народную любовь к фильму с Майклом Джорданом, оригинал 1996 года, мягко говоря, сейчас пересматривать не стоит (грубо — нельзя): за ностальгической дымкой скрывается чуть ли не масштабнейшее разочарование зрелости — поверьте, мы испытали это на себе. Если выбирать самые закостенелые артефакты эпохи 90-х, абсолютно не прошедшие проверку временем, то картина Джо Питки окажется на втором месте, где- то между акциями МММ и чёрствыми, как забытая пять лет назад буханка хлеба в шкафу, жвачками Turbo.
Впрочем, о классике детства либо хорошо, либо едкими намёками — вряд ли кто-то хочет в тексте о новом «Космическом джеме» читать, что всё было обманом и фальшью. Да, совершенно бесконфликтная история, где главная интрига (кроме центрального сражения с инопланетянами, конечно) — смогут ли мультяшки достать Джордану его кроссовки и попадёт ли Мюррей в большой баскетбол. Да, технически устаревшее кино ещё на стадии релиза — «Кролик Роджер» выделывал и не такие финты ушами аж в 1988 году. Но также «Джем» — тёплое воспоминание о времени, когда мир был другой, а баскетбол весь мир любил и без сериалов Netflix.
Куда интереснее, что со всем этим наследием пытается делать фильм, в заглавие которого даже вынесено слово Legacy. Ну, во-первых, забудьте об идеальном Майкле Джордане — он всё-таки был иконой, исключительным спортсменом, переросшим статус звезды баскетбола и ставшим символом времени. Леброн Джеймс может достигать высочайших результатов и даже обзавестись своим собственным фильмом с Looney Tunes, но свою популярность спортсмен получил в эру, когда институт кумиров и идолов уже давно умер. Этим подчёркивается и центральный конфликт «Нового поколения»: главный герой — непутёвый отец, пытающийся слепить из своего сына копию самого себя. Порой недостаточно эмпатичный, порой и вовсе резкий в выражениях. Короче говоря, не божество (при всей самоиронии старого «Джема», именно им Джордан в фильме и являлся), а тот ещё, уж простите, душнила.
Есть тут и игра в постмодерн. Когда Леброн Джеймс попадает в цифровой мир, ему предстоит собрать напарников, чтобы сразиться с непобедимой командой Алго Ритма — изначально он планирует вытащить на площадку Конга, Годзиллу и других внушающих персонажей Warner Bros., однако у Багза Банни другие планы: он проведёт героя через десяток культовых фильмов (от «Касабланки» до «Супермена»), чтобы вернуть сбежавших мультяшек домой и сколотить из них состав своей (но не Леброна) мечты. А кроме этого — шутки на тему корпоративных алгоритмов, подмигивания зрителю с помощью фразочек о том, что баскетболисты не умеют играть в кино, и лучший гэг фильма про Джордана. Последнее не расскажем — даже не пытайтесь, это надо видеть.
Лола Банни больше не сексуализирована, весь каст, как говорится, полнейший diversity, а отсылок к видеоигровой реальности, кажется, больше, чем отсылок к реальности баскетбольной. В общем, была проведена большая работа — уж точно кропотливее, чем во время создания первого «Джема», и как будто значительно осмысленнее. В чем «Новому поколению» не откажешь, так это в масштабах ревизии. Правда, сколько бы новаторских (в рамках всё той же вселенной, конечно) деталей тут ни мелькало, в этом «Космическом джеме» очень трудно скрыть будто бы ненамеренный вайб если не 90-х, так 00-х.
Проявляется это во всём. В злодее из цифровой реальности — ходячем артефакте времени, когда в компьютерах и технологиях ещё видели угрозу галактического («Терминатор»), а не личностного («Она» Спайка Джонза) масштаба. В детской непосредственности, когда комический эффект достигается чаще не за счёт действительно остроумных шуток, а благодаря гэгам из старых серий Looney Tunes. Да даже в том, что структурно история с матчем ценою в жизнь почти идеально накладывается на сюжет старого «Джема». Как бы режиссёр Малкольм Д. Ли, кстати говоря, кузен Спайка Ли, ни пытался обновить историю, он неизбежно сталкивается с центральной проблемой всей франшизы: её идея настолько устаревшая и, в общем- то, коммерциализированная (начиналось ведь всё с рекламы), что ни один постановщик или сценарист не сможет приручить этот сумасшедший и нестройный концепт.
И уж тем более на пользу не пойдёт российский дубляж — у нас Леброна озвучил исполнитель L’One, чьи хрипящие апатичные интонации делают и без того неэкспрессивную игру звезды баскетбола до жути унылой. Если уж смириться с тем, что «Космический джем» — кино-праздник, яркая, свистящая и пищащая комедия о странных мультяшках и баскетболистах, которой плевать на все современные тенденции в искусстве, то российская озвучка в очередной раз напомнит, что на каждой вечеринке всегда найдётся русский рэпер, который умудрится испортить торжество.