«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» – слова классика никогда не перестанут быть актуальными. Кинематограф любит храмы науки, будь то школа, колледж, училище, институт. Для своего очередного обзора мы выбрали несколько картин, в которых местом действия выступили аудитории, кабинеты или кампусы университетов. Занимайте свои места за партами, мы начинаем!
Советское кино всегда славилось своими фильмами об учителях и профессорах. Самые трогательные человеческие истории происходили в нашем кино за партами и у школьных досок, от «Доживем до понедельника» до «Большой перемены». Есть у нас и свой знаковый преподаватель Ленинградского университета – Бузыкин, пытающийся быть хорошим для всех и со всеми и оттого превращающийся в несчастного неудачника. На роль преподавателя-переводчика, разрывающегося между женщинами, претендовали все звезды советского кино, но сказать в телефонную трубку «Записываю, завтра в семь кафедра» честь выпала блистательному Олегу Басилашвили.
Если советский фильм был комедией лирической, то с переездом за океан мы погружаемся в фантастику. Увлекшийся паранормальными явлениями Дэн Эйкройд уселся писать сценарий об ученых, борющихся с проявлением сверхъестественных сил. Работа его вылилась в одну из самых любимых комедийных картин о привидениях и призраках, получившую заслуженный сиквел и уже несколько лет ожидающую третью часть. До того как нечисть начали гонять братья Винчестер и супруги Уоррен, с Хранителем Врат боролись ученые Колумбийского университета Игон Спенглер, Рэй Стантз и Питер Венкман. В университете они, правда, долго не продержались, но запомнились и коллегам, и ученикам.
Еще до того, как нацепить на костюм Бэтмена соски, Джоэл Шумахер был отменным режиссером, умеющим цеплять зрителя не только визуально, но и идейно. Картина «Коматозники» не слишком ярко прошла в прокате, но оставила след в сердцах всех, кто ее смотрел. История студентов-медиков, проводящих над собой смертельно опасные опыты в лабораториях своего университета, притягательна и красива. Шагнуть в мир за границей жизни и смерти – что может быть более интригующим? А каких актеров собрал режиссер для своего смертельного путешествия – Джулия Робертс, Кифер Сазерленд, Кевин Бэйкон, Уильям Болдуин… Никогда еще смерть не была столь притягательна.
Если медики из фильма Джоэла Шумахера персонажи вымышленные, как и их исследования, то Рон Ховард в своей ленте «Игры разума» обратился к персонажу вполне реальному – Нобелевскому лауреату премии по экономике Джону Форбсу Нэшу. Блистательный студент Принстонского университета, а затем и преподаватель в Массачусетском технологическом институте Нэш всю жизнь боролся с тяжелым недугом – параноидальной шизофренией. Смотреть в кинотеатре двухчасовой фильм о свихнувшемся экономисте? Рон Ховард совершил невозможное – картина собрала в прокате более 300 миллионов долларов, а число ее наград не поддается исчислению, в том числе «Оскар» за лучший фильм и лучшую режиссуру.
От университетов реальных – к несуществующим учебным заведениям. Когда главный герой комедии Стива Пинка несколько раз получил отказ в поступлении от колледжей, он решил, что не стоит ждать милости от природы – стоит открыть собственный университет. Команда заинтересованных сверстников собрана, пустующее здание бывшей психушки занято, «преподавательский» состав набран – осталось только учиться, учиться и учиться, да надеяться, что финт не будет раскрыт. Эту картину от продюсерской команды Тома Шэдьяка помнят немногие, а ведь там засветились многие молодые будущие звезды – Джастин Лонг, Джона Хилл, Блэйк Лавли, Келлан Лутц…
Немало достается университетам и на телевидении. Между «Сообществом» и «Теорией большого взрыва» мы выбрали «ТБВ» не в последнюю очередь потому, что сериал находится сейчас на пике успеха не только локального, но и общеэфирного – аудитории ситкома о жизни молодых ученых в пределах университета и за его стенами может позавидовать любой конкурент. Впрочем, на седьмом сезоне, который сейчас транслируется на канале CBS, сериал существенно перестроился – он стал менее гиковским и более романтичным. Это привлекло дополнительное внимание к приключениям Шелдона Купера, но отпугнуло первоначальную целевую аудиторию, таких же, как Шелдон, Леонард, Раджеш и Говард, «белых ворон» современного мира.
В заключение заглянем в еще один вымышленный университет – Университет монстров. Когда вышедший в 2001 году анимационный фильм «Корпорация монстров» собрал недюжинный финансовый урожай и внушительную коллекцию призов, вопрос о возвращении Майка и Салли стоял только в разрезе «когда», а не «если». Pixar рискнула и сделала не продолжение, а приквел, в котором рассказала о том, с чего началась дружба двух самых успешных пугателей Монстрополиса. А началась она еще во времена учебы Майка и Салли в университете, где им пришлось преодолеть множество препятствий, прежде чем герои стали командой. А как иначе, ведь студенческое братство самое крепкое!