Светлая и трогательная история о пенсионерке, решившей самостоятельно организовать свои грядущие похороны, чтобы не отвлекать от более важных дел своего непутевого сына
Бывшая школьная учительница Елена Михайловна скромно проживает в крохотном городке вдали от столицы. Ее круг общения составляют столь же преклонных лет соседи да несколько бывших учеников, которые еще не покинули умирающую периферию, а вот единственный сын Олег навещает редко – он успешный тренер личностного роста в Москве и привык к жизни в мегаполисе. Когда пенсионерка узнает от врача страшный диагноз, она решает не беспокоить сына пустяками и начинает сама организовывать будущие похороны, причем заходит в этом слишком далеко – готовы гроб, место на кладбище, справка о смерти и поминальный стол. Остается только лечь и помереть…
«Мы успели. В гости к Богу не бывает опозданий», – пел Владимир Семенович Высоцкий, чей 80-летний юбилей все мы будем отмечать в 2018 году, в одной из самых трогательных и пронзительных песен, и с ним нельзя не согласиться. Вот только неизбежное расставание с жизнью не обязательно должно быть внезапным, дожить до преклонного возраста и успеть подготовиться к последнему путешествию сегодня стало проще – медицина позволяет, да и общество стало более бережливо к старикам. Но никакая социальная помощь, ни одна религия, никакие друзья и соседи не заменят старику главного – умиротворения от осознания того, что его дети счастливы, а жизнь не прошла даром. И именно на эти сложные темы говорит со зрителем эксцентрическая комедия «Карп отмороженный» режиссера Владимира Котта – необыкновенно человечная и по-светлому грустная история одинокой матери, возвращающей себе любовь и внимание сына.
Над стариками не принято смеяться, общество предписывает относиться с пониманием и уважением к любым капризам и прихотям человека преклонных лет, но в кино нет-нет да и появится картина о том, что порой вытворяют пенсионеры. Здесь можно вспомнить и рязановские «Небеса обетованные», а можно привести в пример массу голливудских лент, в которых сегодня заняты актеры, чей зенит славы пришелся на 70-80-е, но «Карп» выделяется из этого ряда. Эта картина смешит не нелепыми гэгами или погружением старика в непривычную для него атмосферу, Котт берет узнаваемостью характеров, живостью диалогов и абсурдом, который легко представить себе в реальной жизни.
Да, ситуации в фильме порой представлены весьма необычные, и многим зрителям такие шутки со смертью могут показаться слишком откровенными, но в этом и вся прелесть картины – как в лучших классических комедиях, «Карп» чуть переходит грани дозволенного, что позволяет улыбнуться тому, о чем шутить обычно не принято: запрос справки о смерти в ЗАГС еще живого человека, неразбериха в морге, эвтаназия и самоубийство. Главная героиня фильма решает простую житейскую задачу, но чтобы все устроить так, как в ее представлении должно быть, приходится перейти некоторую черту здравомыслия.
Впрочем, похороны – это только один сюжетный и событийный слой картины, это лежит на поверхности. А вот чуть глубже прячется много более трагичная, но и поучительная одновременно история взаимоотношений матери и сына, история их расставания и воссоединения, обрамленная почти библейской притчей о том самом отмороженном заглавном карпе, лучшем друге Елены Михайловны, оставшейся без внимания сына Олега. Разумеется, авторы не настаивают на том, чтобы зритель всегда оставался на расстоянии вытянутой руки от предков, четко демонстрируя, чем может обернуться остановка в развитии, но и совсем забывать о своих стариках нельзя, и связь эта должна быть двусторонней, иначе жалеть будет поздно.
Если же обе темы – трогательной подготовки к собственным похоронам и возвращения к истокам под мамино крылышко – не кажутся вам близкими, есть еще один повод посмотреть «Карпа отмороженного», который вполне может перевесить сюжетные повороты. Это игра великолепных актеров. Прежде всего, в фильме блистают, конечно, Марина Неелова и Алиса Фрейндлих – каждая их совместная сцена превращается в праздник мастерства и фейерверк эмоций, сдобренный крепким русским словцом и украшенный глубокими философскими исканиями. Чуть уступают легендам, но по-своему прекрасны Евгений Миронов и Сергей Пускепалис, нечасто выступающие в комедийном ключе. Да и второй план картины великолепен – вряд ли можно сделать более живой российскую глубинку, чем это показал на экране Владимир Котт объективом камеры Михаила Аграновича.
А самое важное – фильм очень тонко чувствует старшее поколение. Елена Михайловна, ищущая успокоения в свои последние дни, очень точно демонстрирует отношение к жизни и смерти наших дедушек и бабушек, а для многих и родителей. Вот эти трогательно приготовленные белые туфли, эти отложенные «похоронные», эта забота о гостях, которые придут на поминки, эта привязанность к могилам близких – сейчас мы мало задумываемся о подобных вещах, а фильм сближает молодое поколение и стариков. Это в «Карпе» особенно прекрасно, пусть над смертью смеяться и нельзя. Но иногда можно. Хотя и нельзя…
С 18 января в кино.