Лучший детектив "нулевых" оказался "Безумным следователем" Джонни То, где коп-шизофреник видит в окружающих "внутренние личности" и помогает сдвинуть с мертвой точки тупиковый жанр полицейского кино.
Ночь, пригород Гонконга. В темном-темном лесу двое полицейских устраивают засаду на мелкого мазурика. За две минуты, пока преступник уходил из-под носа, полицейских стало на одного меньше. Что на самом деле произошло в ту ночь, не ведает никто. Тело – главная улика – не найдено. Напарник ссылается на плохую видимость и повреждение ответственных за темный лес участков памяти. Расследование, попахивающее "висяком", нельзя откладывать ни под сукно (все-таки не бомж пропал, а работник органов), ни в долгий ящик – по городу с табельным пистолетом испарившегося опера разгуливает дерзкий налетчик, грабящий инкассаторов и залы для игры в маджонг. Начинающий сыщик Хо Ка Он (Энди Он), которому поручено сдвинуть дело с мертвой точки, понимает, что обычная логика здесь бессильна, а необычной умеет пользоваться только один человек в Гонконге – гениальный инспектор-шизофреник Бун (Чин Ван Лау), действительно сумасшедший человек, уволенный из полиции по состоянию здоровья с перманентными галлюцинациями и отрезанным у себя же ухом, подаренным шефу в день его выхода на пенсию.
Секрет Буна – метод интуитивного вживания в мозг преступника и способность видеть в человеке "внутренние личности". У напарника пропавшего копа таких личностей обнаруживается целых семь. Их всех показывают, и все они, судя по всему, представляют большую угрозу обществу. Шизофреническая составляющая – хороший шанс для режиссеров хоть как-то разнообразить почтенный жанр детектива, где мало что меняется по существу со времен Шерлока Холмса и Агаты Кристи. Но если сравнивать картину Джонни То и Вай Ка-Фая с теми же фильмами Дэвида Линча, в чьи расследования тоже закладывается изрядное "ку-ку", то у американца получаются пятнашки, в которых намеренно перепутали не одну, а тройку-пятерку фишек, а у китайцев – трехмерные шахматы, где любая фигура может раздвоиться и загнать короля в угол, хитро ползая по ребру доски.
Еще одно приятное отличие от шизо-детективов Линча – сумасшествие детектива гонконгского глубоко рационально и, в отличие от инфернальных лабиринтов подсознания, куда загоняет своих героев Линч, действительно помогает отыскать правду в этой жизни. Для этого, правда, придется изучать фильм по второму кругу – занятие исключительно благодарное, в том числе из-за совершенно восхитительных, как сон наяву, моментов, на которые щедра эта картина.
Китайцам удалось невозможное – сдвинуть с мертвой точки "висяк", в котором пребывает последние много лет целый киножанр, и снять один из лучших фильмов "нулевых", с которого, судя по всему, и нужно теперь отсчитывать для более нормальных детективов новую координатную прямую. Как и всякий обычный подсолнух стал в определенный момент истории немножко подсолнухом Ван Гога, у каждого обычного сыщика должно быть теперь немножко отрезанное ухо. Иначе – скучно.