Практически идеальное подростковое кино о торжестве добра – о том, что в реальной жизни почти невозможно, но в кино смотрится бодро, весело и в данном случае невероятно красиво
Практически идеальное подростковое кино о торжестве добра – о том, что в реальной жизни почти невозможно, но в кино смотрится бодро, весело и в данном случае невероятно красиво.
Система современного российского общества выстроена так, что любой негодяй при власти может безнаказанно творить подлости, даже отбирать здоровье и жизни у бесправных сограждан и нисколько не беспокоиться о своем будущем. Юная максималистка Кира не согласна с таким положением вещей. Когда в автокатастрофу попадает е подруга, а виновник уходит от ответственности, в ней загорается огонь справедливости, но единолично вывести подлого бизнесмена Полянского на чистую воду она не может. Объединившись с тремя энергичными приятелями, которые, кажется, положили на Киру глаз, девушка организует группу «Неуловимые», которая должна не только заставить преступника раскаяться, но и оплатить лечение сбитой им девушки.
Всем поборникам морали, ратующим за чистоту советского кино, можно выдохнуть с облегчением – новые «Неуловимые» совсем ничего общего не имеют с «Неуловимыми мстителями» 1966 года. Никто не борется в новом фильме с политическими противниками, никто не погибает за Родину, никого не выручает в финале красная конница с непременными тачанками и буденовками. Даже по горящему мосту на поезде никто не едет. «Неуловимые» Артема Аксененко заметно современнее, ближе нынешнему поколению зрителей, менее идеологизированы – это идеальное подростковое развлечение, без претензий на изменение мира. Давайте посмотрим на «Неуловимых» изнутри.
Прежде всего, хочется отметить, что кино получилось действительно актуальным – так уж сложилась жизнь и социальные отношения, что движения «Хрюши против» и «Стопхам» стали такой же реальностью современной России, как и «Приморские партизаны» или «Добровольцы Донбасса». «Неуловимые» находятся где-то посередине – они уже не верят в торжество закона, но и на кровопролитие пойти не готовы. Наверное, для кино это правильно, плодить насилие вряд ли является целью авторов, однако столь аккуратный подход несколько смягчает показанную историю. Фильм превращается в приключенческое развлекательное кино с банальной идеей о том, что зло всегда наказуемо. Раньше об этом снимали мультики, где какой-нибудь медвежонок обижал лесных жителей, а те потом, объединенные каким-нибудь бесстрашным и остро чувствующим чужую неправоту кротиком, давали косолапому отпор, чтобы в финале всем вместе пить чай из блюдец в местном Теремке. Теперь в роли «кротика» выступает Александра Бортич, а по глупой медвежьей морде получает бизнесмен Полянский. Современно, но очень наивно.
Наивность – это вообще девиз фильма. Наивно полагать, что зло можно наказать, тем более в России, тем более сейчас. Наивно браться за туманный план по отъему денег у своего врага, в то время как пострадавшей в аварии девушке срочно требуются средства на операцию. Наивно верить в свои силы, ничего за плечами не имея, даже настоящих друзей. Но глупость иногда побыстрее смелости города берет, да и жанр заставляет справляться с любыми сюжетными вызовами. А глупости у героев более чем достаточно. Ведь в чем, по сути, заключается их борьба с противником? В мелких пакостях. Мелких, хоть и красиво преподнесенных. Злодею переставляют утренний будильник, меняют блины на гантелях, портят картину, подливают в средства гигиены аллерген – ну что за низкопробные подлости уровня глуповатой комедии? Вершина способов воздействия – замена успокоительного, прописанного врачом, на стимуляторы. Привет, Кэрри Мэтисон! Конечно, серьезной после всего этого картину не назовешь, о победе над системой нечего и говорить, остается только насладиться картинкой, юмором и актерами.
К счастью, со всем этим в ленте все хорошо, даже отлично. В первую очередь радует глаз работа оператора – картинка получилась сочной, вкусной, каждый кадр живет, планы и движения камеры по-настоящему вовлекают в действие – редкое для отечественного кино явление. Неплохо в фильме обстоят дела и с юмором. Кроме дежурных молодежных шуток и взаимных пикировок персонажей, не слишком оригинальных, но работающих на аудиторию, в кино можно разглядеть отсылки к классике боевиков. Нельзя не отметить и самоиронию авторов, один только финальный трейлер «сиквела» чего стоит…
Но главным украшением «Неуловимых» стали, конечно, актеры. Никак нельзя не отметить ведущую четверку молодых героев, фактически дебютантов на большом экране – мизерным опытом обладает только Александра Бортич, отснявшаяся к тому времени в «Как меня зовут», да Анвар Халилулаев, засветившийся в «Чернобыле». Однако команда у ребят получилась отменная, очень искренняя и действительно живущая происходящим на площадке. Но сколько похвал ни обращай в сторону молодых будущих звезд, картину у них, без сомнения, крадет Денис Шведов, исполняющий роль «главного гада». Вот уж в ком можно разглядеть миллион лиц, от Джокера до Американского психопата, вот в ком бушует настоящий животный хаос, вот кто действительно вершит судьбы, хоть в финале и не слишком удачно, – настоящая актерская победа!
Конечно, «Неуловимые» вряд ли станут любимым фильмом для поколения современных 30-летних, их максимализм давно выродился в соглашательство и компромиссы (хотя и им будет интересно после фильма задать авторам вопрос, сколько за сценарий заплатил Александр Лебедев, давний противник Сергея Полонского, параллели с которым главного героя не разглядит только мертвый). Но лента и не им адресована. Кино призвано вернуть в отечественное лоно подростков, сменивших советских «Неуловимых мстителей» на «Мстителей» американских и не желающих видеть российское кино вообще. «Неуловимые» Артема Аксененко – тот случай, когда русское не значит грустное, плохое или страдательное. Почему бы с него не начать возвращаться к отечественному? Наше кино давно добивается любви, и лучше зрителю уже согласиться. Иначе оно придет к вам в дом и разбросает по квартире клубнику и ящериц.