«Один дома» и «Гринч» во вселенной Бэтмена — идеальный мультфильм под новогодний антураж.
Отцовство смягчает даже черствых супергероев: от судьбы не отвертелся и Бэтмен. Брюс Уэйн повесил плащ на гвоздь, отрастил бороду и с головой ушел в родительские заботы — на глазах растет восьмилетний сын Дэмиен. Юный Бэтмен хочет пойти по дорожке отца, но тот предупреждает: Дэмиену рано иметь дело с преступниками, опасными гаджетами, а уж тем более брать на себя ответственность. Да и потом, Готэм-сити превратился в самый безопасный город мира. Молодой наследник все же норовит доказать свою состоятельность, и ему выпадет шанс. В канун Рождества Бэтмена обманом выманивают из поместья, а туда пробирается парочка грабителей. Теперь Дэмиен готов натянуть на себя супергеройское трико и вступить в бой. Но это лишь эпизод в цепочке страшных планов, которые вынашивают преступники в разгар праздников.
Фауна летучих мышей, если прикинуть, с каждым годом становится все богаче. Недавно перезапустили франшизу с Робертом Паттинсоном, а «Флэш» пусть и не сорвал оваций, но зато подарил трех Темных рыцарей по цене одного — виной всему метавселенная. По ощущениям, вся «бэтмениада» в ней и увязла — каноничный герой распрощался с каноном, отдавшись безудержному полету фантазии: был суровым подобием маньяка (Бен Аффлек), эмо-парнем с растекшейся тушью (Роберт Паттинсон), затворником с патлами, орудующим на кухне (Майкл Китон в упомянутом «Флэше»), а теперь стал родителем. Запланировано или нет — интересный вопрос, но детский мультфильм подобных ответов не дает.
К такому Бэтмену вы явно не были готовы. Проект от Amazon Prime, безусловно, дрейфует на волне недавнего успеха супергероики в анимации: достаточно вспомнить «Человека-паука», кувыркающегося через вселенные, или «Черепашек-ниндзя», превращенных в пубертатных подростков. Майк Рот, постановщик «Веселого маленького Бэтмена», тоже задает своему детищу авангардный темперамент. Рисовка, слегка аляповатая и гротескная, напоминает стиль Nickelodeon 90-х (и поначалу, надо сказать, требует определенного привыкания). Сама фактура мультфильма на первый взгляд соткана из теплых рождественских комедий, эдакий мир Готэма для самых маленьких, где все растворено в неге волшебной сказки. Бэтмен и его сын раздают украденные подарки: что это, как не бурная мечта ребенка, в которой рыцарь ночи и Санта-Клаус становятся одним человеком? Конечно, с очевидной подменой оленьей упряжки на высокотехнологичный бэт-самолет. Но мультфильм бурит глубже и дает неплохую пищу для искушенных фанатов — тут и там разбросаны намеки на богатую вселенную Темного рыцаря, причем с абсолютно ярмарочной иронией.
Юмору стоит уделить особое внимание. Шутки про ребенка Бэтмена, рожденного от злодейки, — привет известной комиксной арке о связи супергероя и Талии-аль Гул, там-то и появился неприкаянный мальчишка. Среди бэт-костюмов встречается культовый экспонат — те самые доспехи с сосками, которые составили горькую славу «Бэтмену и Робину». Мультфильм иронично перекапывает вселенную и далее: стоит послушать злодея Бэйна, то и дело что-то мычащего в свою маску, и нетрудно догадаться, что отсылают к воплощению Тома Харди в нолановском триквеле. «Веселого маленького Бэтмена» можно от эпизода к эпизоду подлавливать на референсах, а главный из них точно не проскользнет мимо — «Бэтмен возвращается» Тима Бертона, сказочный экскурс от мастера готики, который подарил нам заснеженный рождественский Готэм.
Авторы вообще не стесняются. Это касается не только бэт-вселенной, но и перепевки рождественских сюжетов, а их тут два: «Один дома», который плавно перетекает в «Гринча — похитителя Рождества». Дэмиен Уэйн берет на себя роль Кевина МакКалистера, когда остается один на один с незваными гостями, а Джокер и его шайка (Ядовитый Плющ, Мистер Фриз, Бэйн) — Гринча, озлобленного на Рождество и неуклонно желающего праздник похитить. Весь этот мэшап, по правде говоря, напоминает фанфик, придуманный ребенком в перерыве от детсадовской рутины, но в данном случае это скорее плюс, работа на креативный взрыв, компенсирующий прочие недостатки, в первую очередь довольно бюджетную анимацию.
«Веселого маленького Бэтмена» можно не хвалить и не ругать, а просто описывать, каталогом неожиданных решений мультфильм, пожалуй что, и силен. Еще недавно «Лего: Бэтмен» был главным творческим вызовом в медиавселенной супергероя — теперь перещеголяли и его. Рыцари Готэма спасают Рождество и жителей Готэма, а сам Бэтмен оберегает детство Дэмиена, не торопясь вписать сына в водоворот трагической стихии. Поначалу в это трудно поверить, но DC Comics открыли дорогу одному из лучших супергеройских мультфильмов, который может усадить в кресло не только юных поклонников комиксов, но и их родителей.